Анатолий КАРПОВ: «Моя любовь – футбол!»

Выдающийся психолог умеет не только решать сложнейшие задачи управления, но и мастерски забивать голы


В завершающемся году для ЯрГУ им. П.Г. Демидова одним из знаменательных событий было присуждение премии Рубинштейна за выдающиеся заслуги в области психологии декану факультета психологии Анатолию Карпову.


Это произошло в год полувекового юбилея ярославской психологической школы, воспитанником и последователем которой является Анатолий Викторович – ученый и преподаватель, изве­стный и в России, и за ее пределами. Анатолий Викторович еще и замечательный человек: коллеги ценят его доброжелательность, демократичность. Студенты отмечают, что Анатолий Викторович всегда стоит на страже их интересов, относится к своим ученикам как к коллегам и поддерживает их научные и общественные начинания. Не зря же они придумали для него прозвище «папа», что, согласитесь, говорит о многом. Наш разговор с лауреатом – это попытка сделать набросок портрета талантливого человека.


– Анатолий Викторович, придя в психологию, вы продолжаете семейную традицию…


– Да, мои родители – Виктор Васильевич и Тамара Васильевна – и словом, и примером повлияли на мой профессиональный выбор. Моя супруга тоже посвятила себя психологии, она доктор психологических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Династия наша продолжается: сын Александр, с отличием окончив в этом году факультет психологии ЯрГУ, стал аспирантом и также занимается научными исследованиями.


– Своим «научным отцом» вы называете академика Владимира Шадрикова, основателя факультета психологии ЯрГУ.


– Я постоянно и с гордо­стью подчеркиваю, что являюсь учеником этого известнейшего российского психолога. Он был моим научным руководителем во время написания дипломной работы и подготовки кандидатской диссертации. В дальнейшем мы опубликовали совме­стно с ним целый ряд научных работ.


– Вашей характерной чертой называют умение сочетать теоретические исследования с практическим использованием их результатов. Расскажите об этом подробнее.


– Основными предприятиями, на которых проводилось внедрение результатов моей кандидатской диссертации, были Северная железная дорога и Ярославский нефтеперерабатывающий завод. Суть исследований заключалась в том, чтобы помочь операторам работать в сложных, но одновременно и очень типичных условиях «нехватки данных», то есть дефицита информации. То, чем мы занимались в относительно недавнем прошлом, также имеет практическую направленность. Например, мы разработали систему внутрифирменного обучения персонала всех уровней – начиная от фронт?офисных операторов до топ?менеджеров. Мы внедрили программу целенаправленного формирования организационной культуры. Нами также разработана принципиально новая методика для совершенствования профессиональной аттестации в основных сферах педагогической деятельно­сти, она внедрена в ряде регионов России – Ярославской, Смоленской, Читинской областях. Разработана также методика профессионального отбора специалистов экономического профиля, а совместно с кировскими психологами – методика управления электоральным поведением.


– Как удается получать результаты в столь разных направлениях – от детской хирургии до космических технологий?


– Да, в свое время мы занимались закономерностями психологии детских хирургов. В итоге появилась система профессионального отбора к этой деятельности, также были разработаны эффективные тренинги выхода из экстремальных ситуаций, возникающих в ходе операции. Работали мы и по спецтематике, связанной с психологическим отбором военных операторов ПВО, и по космической проблематике. Тогда остро стояла проблема несоответствия темпов совершенствования и обновления космической техники и времени на ее освоение, которое отводилось космонавтам. По окончании обучения им приходилось иметь дело с техникой, отличающейся от той, на которой они учились работать. Наш коллектив сумел предложить такие решения проблемы, которые позволяли сократить сроки подготовки без ущерба ее качеству.


– В предисловии к одной из книг вы использовали в качестве эпиграфа слова: «Учитель! Воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!» Воспитали?


– Да, у меня достаточно много учеников и последователей: более 30 стали под моим руководством кандидатами наук, есть и воспитанники – доктора наук. Всеми ими я, естественно, горжусь. Мы работаем вместе, в русле одной научной школы, проводим совместные исследования и, конечно, растим и воспитываем поколение молодых ученых – свою смену.


– Вы знаете, как вас прозвали студенты? Как вы думаете, за что?


– Вообще?то студенты очень редко дают преподавателю, а тем более декану, необидные прозвища. Насколько я знаю, у меня есть два – «папа» и «душа факультета». Не знаю, за что и уж тем более кем именно они придуманы, но приятно, что они не негативные.


– В годы студенчества вы активно участвовали в спортивной жизни факультета – были бессменным капитаном факультетской сборной по футболу и не раз приводили свою команду к победам на чемпионатах ЯрГУ. А чем вы увлекаетесь сейчас?


– На увлечения сейчас, конечно, стало не хватать не только времени, но и сил. Моя любовь в этом плане была и есть футбол, не перестаю им заниматься. Четыре года назад мы на факультете основали ежегодный турнир под названием «Кубок деканата». Как это ни странно, и прежде всего нам, преподавателям, но именно сборная преподавателей три раза из четырех выигрывала этот турнир, а я все четыре года становился лучшим бомбардиром. Так что пока держимся! Из других увлечений могу отметить теннис, а из неспортивных – некоторые направления современной музыки.

Юлия Цофина


"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе