Абсурдный изгнанник

Умер Славомир Мрожек

Вчера в Ницце на 84-м году жизни скончался всемирно известный польский драматург, один из главных театральных авторов конца XX века Славомир Мрожек.

Фото: Anna Pietuszko/Forum

Почти всю последнюю треть прошлого века, одним из самых заметных драматургов которого Славомир Мрожек останется в истории, он прожил фактически изгнанником: мировоззрение писателя было далеко от канонов социалистического реализма. Если требовалось короткое определение, то Мрожека называли абсурдистом, прямым наследником самых ярких представителей этого рода драмы Сэмюэла Беккета и Эжена Ионеско. Хотя в парадоксальном взгляде Мрожека на мир можно было разглядеть и естественное влияние загадочных, но родных польских классиков Витольда Гомбровича и Станислава Игнация Виткевича.

Славомир Мрожек родился в самом сердце Польши, неподалеку от Кракова, в семье почтальона. Литературную деятельность он начал в краковской газете "Дзенник польски", сначала был курьером, а потом начал писать фельетоны и юмористические заметки. Первая его пьеса "Полиция" была поставлена в конце 1950-х, через несколько лет после этого он переехал в Варшаву, стал публиковать прозу, заниматься карикатурой. Но вскоре писателю пришлось ехать дальше — стало ясно, что Мрожеку, убежденному в том, что мир абсурден и смешон в своей непознаваемости, в социалистической Польше места нет. В 1963 году он стал скитальцем — последующие три десятилетия жил в Париже и Америке, Италии и Мексике...

В конце 1960-х его пьесы попали под запрет на родине. Про Советский Союз и говорить нечего. Русская сцена открыла знаменитого поляка только в годы горбачевской перестройки и буквально набросилась на его пьесы, в которых мизантропия автора счастливо сочеталась с юмором (кстати, тоже типично польским): Мрожек не был так сух, как признанные классики абсурдизма, его пьесы русским актерам были гораздо понятнее, чем тех же Беккета и Ионеско. Тогда много ставили и написанное еще в 1960-е годы "Танго" (в нем обоснованно видели сатиру на тоталитаризм), и "Контракт" (гротескную историю одного убийства), и, конечно, "Эмигрантов", ставших основой одного из самых знаменитых московских спектаклей конца 1980-х годов.

"Любовь в Крыму", написанная в 1990-х, тоже была поставлена, но такого успеха уже не имела. Как часто бывает, повальное увлечение драматургом через несколько лет вообще прошло: в 1996 году Мрожек вернулся на родину в статусе классика, приписанного к ушедшей в историю диссидентской литературе. Злая судьба словно решила закрепить разрыв писателя с современностью: в начале нулевых он пережил инсульт, после которого надолго потерял возможность говорить и писать. Когда силы частично вернулись, Мрожек переехал в Ниццу и вернулся к письменному столу. Там же, на Лазурном Берегу, писатель и умер. Потомства после себя он не оставил: всегда объяснял, что считает планету не самым подходящим для детей местом.

Павел Ъ-Сигалов

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе