+ музеефикация всей страны

«Музейный гид», винзаводовский фестиваль Фонда Потанина наводит на важные мысли о том, что с нами всеми происходит. Причем, не только в музейной жизни.

Один из самых удачных проектов, который поощрил Благотворительный фонд Владимира Потанина (конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» даёт гранты на создание новых институций и коллекций) –Музей пастилы в Коломне, о котором «ЧасКор» уже писал. Казалось бы, где музеи, а где пастила?

Однако же, музей работает, создает уют в городе, прославляя свой маленький город, привлекает внимание, даёт не только сильные эстетические и вкусовые впечатления, но и рабочие места.

Всем хорошо.

Просто у нас так принято, что музей – это что-то сугубо серьёзное: архив, хранилище коллекций или национальной (городской, районной, областной) идентичности.

В первую очередь, мы знаем музеи краеведческие, куда нас водили еще пионерами, во вторую – художественные, однако, во всём мире музеи сооружают из чего угодно – от шоколада до эротики.

Такое ощущение, что всё просвещённое человечество переживает очередной музейный бум – совсем как в середине XIX века, когда рост культурного и национального самосознания привёл к созданию самых известных нынешних коллекций, к строительству самых помпезных музейных зданий.

Мои друзья побывали в Мексике. О, мы знаем Мексику. Мы слыхали об ацтекских пирамидах, мы неравнодушны к бурритос (которые в московском метро долгое время продавали почему-то под видом безымянных блинчиков с анонимной начинкой); наиболее продвинутые среди нас отличают тихуанскую текилу от гвадалахарской. Мы знаем Мексику — в конце концов, мы перевидели множество мексиканских сериалов…

Музеи, которые нас изменили

Так и теперь – после головокружительного успеха проекта Фрэнка Гери, построившего в Бильбао Музей Гуггенхайма, ставший не только самоигральным зданием-аттракционом, поднявшим туристическую индустрию целого региона, «музейная архитектура» стала отдельной и весьма важной отраслью «архитектуры звёзд».

Видимо, подошло время не только обновить старые здания, просвещающие людей вот уже несколько веков, но и вывести музейную индустрию на какой-то новый этап.

Тут ведь как: заканчивается определённый этап культурного и исторического развития и обществу необходимо не только сохранить то, что уходит или уже ушло (много ли у нас осталось реалий от совсем недавней советской цивидизации?!), но и определиться со стратегиями развития.

Каким-то странным образом, развитие нового невозможно без подведения итогов прошлого, без изучения и классификации всего того, что было.

Странно, не правда ли?

На фестивале Потанинского фонда, помимо уже упоминавшейся пастилы, презентовали целую чреду оригинальных проектов .

Наиболее человечески важным мне показалась нижнетагильская выставка «Солдаты. Soldiers. Soldaten», внутри которой, без разделения на страны и армии, представлены фотографии и документы воевавших в Великой Отечественной.

Владимир Кулак, исследователь и собиратель этой коллекции, сопоставляет лица солдат до и после войны.

Ошеломляющее впечатление!

Под мощными сводами винзаводовских помещений, разумеется, нашлось место и для историко-культурных ландшафтов («Путешествие в страну людиков» Ольги Локтевой и Олега Николаева), и для литературных инсталляций («Страна Гайдарика» Юлии Мацкевич), для обучающей игры, в ходе которой можно ознакомиться с народным творчеством («Синий кобальт» Музея художественной культуры новгородской земли) и даже роликов (экспозиция на подвижных платформах из Находки).

Однако, самой остроумной и методологически точной в этом ряду мне показалась выставка, показанная бюро «Музейпром», представляющую «Ассоциацию менеджеров культуры» и заточенную под изготовление сувенирной продукции, с которой, как театр с вешалки, начинается любое уважающее себя учреждение культуры.

«Музейпром» позвал креативить «сувенирку» актуальных художников из арт-группы «Синие носы», поэтому почти всё, что они показывали на Винзаводе отличали оригинальные и остроумные фенечки и штучки, итожащие многовековую историю искусств.

«Музейпром», таким парадоксальным образом, повёл себя как небольшой и мобильный музей, основанный на сливках культуры и цивилизации: играя с символами и стереотипами, «Музейпром» обобщил и углубил карту существующих представлений о прошлом – как далёком, так и не очень.

К тому же, работы «Синих носов» вышли не только смешными, но и функциональными.

Конечно, чаще всего, смешные музеи большей частью проходят по ведомству платных развлечений и мало озабочены выполнением культурной миссии, однако, как говорят евреи, «неважно зачем ты пришёл в синагогу, пусть даже для того, чтобы украсть перчатки…»

Дело даже не в том, что любой, даже самый коммерческий музей (всё той же эротики или же восковых фигур) – это всегда лучше, чем пить портвейн или играть в карты, но потому, что за одним или другим случайным посещением очень даже скоро придёт потребность чего-то более существенного и серьёзного. А там и до Третьяковской галереи недалеко.

Кстати, вы когда в последний раз были в Третьяковке?

Ещё я узнала, что такое «русское варенье»: яблоки, сваренные в соке малины. А ещё что «Домик в Коломне», питерский, и Коломенское в Москве — не однофамильцы Коломны, а из неё происходят.

Коломенский клад

Шумит-то всё больше Пушкинский, то затевая монументальную реконструкцию, а то многомесячно празднуя свой юбилей, между тем, как именно Третьяковка является самым уютным, полноценным, а, главное вменяемым московским собранием, обращённым непосредственно к человеку и его повседневным потребностям.

Это крайне важно создать у современников такую потребность – посещать музеи; поэтому мне нравится, что «Меняющийся музей в меняющемся мире» большое внимание уделяет именно работе с детьми и подростками.

Тем более, чего уж таить, российская цивилизация всё ещё носит отчётливо подростковый, непроходимо инфантильный характер.

Впрочем, нынешний музейный бум говорит не только об этом.

Такое ощущение, что нынешняя волна музеефикации, каталогизации и изучение мелочей недавнего прошлого, косвенным (а, может быть, даже и не совсем косвенным) образом говорит о наступлении каких-то новых, пока еще не совсем понятных времен.

Кто мы, откуда и куда идём?

Василий Бочков

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе