Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат».
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми.
Кадр с сайта kinopoisk.ru
Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических фактов. Увы, всякого рода протесты и гневные посты в Сети давно сопровождают федеральные эфиры, приуроченные к 9 Мая. Причем продиктованы они разными чувствами — от воинствующего патриотизма и до раздражения, вызванного навязчивой пропагандой.
Сначала про «Штрафбат». Он вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. «Такие фильмы — это своеобразный политический, идеологический заказ. Надо вдолбить в головы современной молодежи, что Победу ковали не маршалы Жуковы и рядовые Матросовы, а уголовники. И тем самым если не умалить, то определенным образом принизить ее значение в умах нынешнего поколения», — написал генерал и военный историк Махмут Гареев.
Разумеется, не один лишь «Штрафбат» постигла столь печальная участь. «Джульбарс», «В июне 41-го», «Крепкая броня», «Чужие крылья», «Черное море» — несть числа поруганным. Их порицают за ляпы и неряшливость. За брутальную щетину командиров, фривольно расстегнутые пуговицы на гимнастерках бойцов, за ботоксные губы и аккуратный макияж медсестер. За путаницу с оружием и техникой. За нескрываемое подражание голливудским штампам, стремление делать из красноармейцев Рэмбо. За непременное и часто натужное втюхивание в сюжет любовной линии. За злобных энкавэдэшников...
Зрители часто вздыхают: «Советские-то фильмы снимали люди, помнившие войну». Они уверены, что киноклассику критиковать было не за что. Но это не так. Даже легендарную ленту «В бой идут одни «старики» нашли за что покусать. Хотя до премьеры Леонид Быков и показал рабочую версию фронтовикам-авиаторам, и те высказали ряд замечаний, позже устраненных режиссером. В окончательной версии других ветеранов не все устроило. Например, ордена Красного Знамени на груди командира эскадрильи. Дважды во время войны его присваивали крайне редко, имена награжденных наперечет. Быков упреки парировал: в фильме есть намек на то, что Титаренко сражался в Испании, и первую награду он мог получить именно там. Ну и потом, это образ собирательный. В нем есть что-то от легендарного аса Покрышкина, удостоенного аж четырех таких орденов.
В другом заблуждении находятся те, кто критикует телевизионное начальство за излишнюю услужливость. Мол, раз власти говорят, что День Победы — главный праздник, то и «отработать» его надо по полной. Вот федералы и заполняют эфир фильмами и передачами с военной тематикой, не оставляя места ни для чего иного. И с годами подобная практика становится все агрессивнее. Чтобы ничего, кроме ВОВ, на экран не проскользнуло! В результате зрителю может показаться, что ему повестку навязывают, и это вызывает отторжение.
Но взглянем на программы прошлых лет. Вот, например, 9 Мая 1975-го. Расписание Первой программы ЦТ: репортаж с Красной площади и площади 50-летия Октября; «Друзья-однополчане»; концерт Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР; «Присягает молодость» — манифестация молодежи, посвященная 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне; «Нам дороги эти позабыть нельзя». Ну и далее в том же духе. Позже — «Белорусский вокзал», вечером — праздничный «Голубой огонек» с участием ветеранов и соответствующими песнями. Аналогичная картина наблюдалась и в другие годы.
А в 2000-м ОРТ весь день крутило сокращенный вариант сериала Юрия Озерова «Трагедия 20-го века», основанного на предыдущих работах мастера («Освобождение» (на фото), «Солдаты свободы», «Битва за Москву», «Сталинград») и хронике. Его начали снимать еще в начале 90-х, но из-за организационных и финансовых проблем, характерных для лихолетья, работа не раз останавливалась. Потом почему-то потребовалась помощь сирийских кинокомпаний. И вот итог: «Освобождение» показывают каждый год, а про этот 24-серийный гигант забыли.
Да, в советские времена праздничный эфир ограничивался одним днем, а сейчас он расползается минимум на неделю. Но тогда ведь у аудитории и выбора не было — два канала, и все. Это сейчас их под сотню, переключай и смотри что душе угодно.
И еще о молодежи, упомянутой генералом. Телевизионщики любят рассуждать о том, что фильмы и сериалы о войне нужны прежде всего подрастающим поколениям. Чтобы помнили и знали. А им нужен экшен, новые подходы в осмыслении темы. Современные лица на экране, спецэффекты.
Тут процитируем Мединского: «Работая в правительственной комиссии по истории Второй мировой, много ездил по регионам, общался с молодежью. Тогда я увидел, что в нашей стране за 20 лет выросло поколение людей, которые абсолютно превратно представляют себе историю государства. Они либо ничего не знают, или у них голова забита всякой чушью».
Кстати, молодежь-то сериалы о войне и не критикует. Интересно, они ей нравятся или она их не смотрит?