В Центре визуальной культуры Béton идет выставка «Город N и его обитатели. Фотография XIX — начала XX веков».
Трудперт Шнайдер. Джентельмен на коне, 1861-1862 годы
Фото здесь и далее: пресс-служба ЦВК Béton
В экспозиции представлены около ста фотографий — оригинальные аутентичные работы, начиная c дагеротипов 1840-х годов до отпечатков 1910-х. О некоторых из них специально для «Сноба» рассказал куратор выставки, арт-директор ЦВК Béton, историк фотографии Алексей Логинов
Фото вне павильона
Русские дагеротипы сохранились в очень небольшом количестве, поэтому каждый из них представляет особую художественную и историческую ценность. В коллекции Центра визуальной культуры Béton присутствует уникальный стереодагеротип Шнайдера, на котором изображен всадник. Интересно не только то, что это стереодагеротип, но и то, что дагеротипы в тот период, с 1840-х до начала 1860-х годов, снимали в основном в павильоне, здесь же зритель видит уникальный кадр, когда фотограф снимает своего героя вне павильона — всадник на лошади позирует на фоне усадьбы.
Полевая лаборатория
Ателье Шерер и Набгольц. Вид с Рязанского берега реки Оки, 1863 год
На выставке представлена одна из серий фотографий фирмы Шерер и Набгольц «Строительство моста через реку Оку». Чем интересна эта работа? Она сделана примерно в 1860–1863 годах. Фотограф обращает внимание не на пейзажи, церкви или памятники архитектуры, а на процесс возведения моста. И в серии фотографий эти авторы зафиксировали моменты строительства переправы. То есть в фотографии на ранней стадии проявляется интерес к индустриальным мотивам. На выставке представлена одна из таких работ, хотя в коллекции ЦВК Béton есть еще несколько работ из этой серии. Самое сложное, что в 1860-е годы был мокрый коллодионный процесс, поэтому фотографам, для того чтобы сделать, закрепить и получить изображение на стекле, необходимо было все сделать на месте: от подготовки пластины до проявки. Таким образом, съемка вне павильона превращалась в целую экспедицию, когда фотограф берет с собой не только камеру, но и химию, стекла, воду для промывки, фиксирование изображения. А главное еще после всего этого доехать до своей мастерской и не разбить стекла с изображением. Потому что размер отпечатка — это размер стеклянного негатива, и печать происходит контактным способом, поэтому все оборудование, фотоаппарат огромных размеров, для того чтобы сделать крупноформатный негатив.
Зарождение репортажной съемки
Т.Я. Иванов. Празднование 300-летия войска донского в Новочеркасске, 21 мая 1870 года
На первый взгляд, казалось бы, очень непримечательная фотография, но дело здесь не только в историческом событии — праздновании 300-летия войска Донского в Новочеркасске в 1870 году. Фотография ценна еще тем, что это начало, зачатки фотографического репортажа. Когда мы сегодня говорим о съемке какого-либо события, мы в первую очередь вспоминаем о фоторепортаже, когда фотограф может запечатлеть какое-то мгновение. А в тот период времени существовал мокрый коллодионный процесс, и съемка события представляла собой довольно сложный процесс: нужно было подготовить пластину, ее проявить, и материалы были с очень небольшой светочувствительностью. Поэтому очень часто съемки проходили либо в солнечную погоду, либо мы с вами видим на изображении движущиеся объекты несколько размазанными, потому что съемки проходили при длительной выдержке. Этот отпечаток интересен как раз с точки зрения развития фотографии по пути фоторепортажа.
Архитектура: городов на Волге
Михаил Настюков. Вид на Спасо-Преображенский собор в Рыбинске, 1867 год
На фото изображен Рыбинск. Съемка интересна тем, что Михаил Настюков проехал по Волге и сфотографировал достопримечательности разных городов. Это было сделано с высочайшим техническим мастерством. Это уникальный материал для истории, для последующих поколений. Но важно еще и то, что эта съемка 1867 года, и это был один из первых прецедентов, когда снимали подобные фотографические серии. Уже гораздо позже, в 1890 году Максим Дмитриев, ученик Настюкова, снимал Волгу более подробно, с большим количеством сюжетов, которые он запечатлел. Но Настюков был первым.
Эстетика архитектуры: неизвестный до Бехеров
Неизвестный автор. Казармы 7-й бригады кавалерийского запаса в Тамбове, хлебопекарня, 1885-1900-е годы
Неизвестный автор. Казармы 7-й бригады кавалерийского запаса в Тамбове, солдатский корпус, 1885-1900-е годы
Неизвестный автор. Казармы 7-й бригады кавалерийского запаса в Тамбове, кузница, 1885-1900-е годы
На выставке представлена любопытная съемка казарм бригады кавалерийского запаса в Тамбове. Чем интересна эта фотография? Здесь зритель видит четкую техническую съемку, и фотограф преследовал именно эту цель. На нашей выставке представлены четыре фотографии из этой серии, но вся она состоит из примерно 10–12 работ.
Работы привлекают внимание не только тем, что можно узнать, как выглядели казармы в конце XIX века. Во второй половине XX века знаменитые супруги Бернд и Хилла Бехер обратили внимание на промышленные постройки с точки зрения эстетики — это положило начало знаменитой Дюссельдорфской школы фотографии. Неизвестный автор этого снимка, конечно, не закладывал те эстетические смыслы, которые вкладывали супруги Бехер в свои работы, но так получилось, что его работа — это некий предвестник той самой Дюссельдорфской школы, но только в российской фотографии.
Русские типы: серия портретов
Вильям Каррик. Из серии «Русские типы», 1860-е годы
Очень интересная серия фотографий Вильяма Каррика. В начале 1860-х Каррик начинает снимать то, что потом будет называться серией «Русские типы». В свою мастерскую приглашает людей, которые ему интересны, он снимает их в павильоне. Сам он выпускник Академии художеств Санкт-Петербурга, и эти работы он проводит для того, чтобы живописцы смогли использовать его фотографии в качестве натуры. Почему возникает интерес к народным типам у художников? После реформы крепостного права 1861 года в русской культуре в различных видах искусства проявляется высокий интерес к народу. Эта серия настолько вызвала интерес, что Каррик был награжден перстнем с бриллиантом от царской семьи. Это большое признание его фотографических заслуг.
Игра в карты: жанровая сцена
Альфред Лоренс. Игра в карты, 1870-1880-е годы
На изображении «Игра в карты» Альфреда Лоренса зритель видит, как молодые люди отдыхают, предаются азартной забаве, распивают вино — жанровая сцена интересна тем, что это, конечно, постановочные фотографии, но в 1870–1880-е годы в основном в павильоне снимали заказной фотопортрет для семейного альбома, а здесь автор и герои снимка решили разыграть интересную, забавную, с юмором выполненную сцену.
Соленый отпечаток: как появилась тиражная фотография
Неизвестный автор. Портрет мужчины на фоне пейзажа, 1840-1850-е годы
На выставке представлены технологии дагеротипии, где зритель видит павильонные съемки заказного портрета. Проблема дагеротипов заключалась в том, что это изображение существовало в единственном экземпляре, и если человек хотел подарить свой портрет нескольким людям, нужно было дополнительно фотографироваться.
Фотография в том виде, в котором мы ее знаем, начала развиваться по другому пути — создание бумажных отпечатков. То есть появляется двухступенчатый процесс, когда фотограф сначала изготавливает негатив, а уже потом делает с него отпечаток, и их можно было сделать много. Почему соленый отпечаток? Технология заключалась в том, чтобы закрепить изображение, изначально для этого использовали раствор обычной поваренной соли, так отпечаток стал называться соленым.
Массовый портрет: более 1200 человек в кадре
Неизвестный автор. Лейб-гвардии Санкт-Петербургский Короля Фридриха-Вильгельма III полк, 1909 год
Эта фотография привлекает особое внимание зрителей. Помимо исторической ценности — Лейб-гвардии Санкт-Петербургский Короля Фридриха-Вильгельма III полк снят целиком со всеми офицерами и солдатами, эта фотография представляет собой интерес с точки зрения фантастической съемки. Даже сегодня не каждый профессиональный фотограф возьмется за такую работу. На изображении зритель буквально видит лица более 1200 человек, то есть кадр сделан таким образом, что каждое лицо можно рассмотреть — высочайшая детализация, никто не мешает друг другу, не заслоняет.
Акварель против фотографии — зачем платить больше
Степан Александровский. Портрет есаула казачьих войск на Кавказе, 1880-е годы
Иосиф Венингер. Портрет обер-офицера в должности адъютанта, не позднее 1855 года
На выставке, помимо фотографических отпечатков, есть две работы художников. Мы представляем их в паре с фотографиями, чтобы зрители могли сравнить и увидеть, например, что фотограф Иосиф Веннингер и художник Степан Александровский работали по сути дела в одной эстетической манере. Если посмотреть на эти работы и не читать подписи, будет очень сложно определить, где фотография, а где акварель. Важно сказать, что художники-акварелисты проиграли коммерческую конкуренцию с фотографами из-за того, что их работы стоили дороже, чем фотография. Если визуально отличить невозможно, то зачем платить больше — и заказчик пошел к фотографу.