Сегодня празднует свой день рождения удивительная Валентина Теличкина, которую называли «советской Нефертити» после выхода на экраны фильма Глеба Панфилова «Начало».
Она сыграла в кино больше 70 ролей, но только сама актриса знает, скольким режиссёрам она сказала «нет» в ответ на предложение сняться в том или другом фильме. Валентина Теличкина всегда отличалась принципиальностью и в профессии, и в личной жизни. Вот только счастье своё распознала далеко не сразу, отдавая предпочтение «скверному анекдоту», а не настоящим чувствам.
Валентина Теличкина родилась 10 января 1945 года и стала седьмым ребёнком в семье Ивана Теличкина и его жены Татьяны, живших в селе Красное Горьковской области. Маме в день рождения дочери исполнилось 40 лет, а маленькая Валя для своих родителей и старших братьев и сестёр стала предвестницей Победы. Отец её так и сказал: «Если Валюшка родилась, значит, Победа близко». И пусть никакой объективной связи между этими двумя событиями не было, Валентина Теличкина всегда помнила о том, что она принесла Победу. Девочка росла, окружённая любовью близких. Она с молоком матери впитала веру в Бога и такие понятия, как честь, совесть, достоинство. У её мамы не было слов «можно» или «нельзя», было «грех» или «страх Божий».
Родители никогда не читали дочери морали, они воспитывали её собственным примером, и Валентина всегда боялась их подвести. Очень любила она своего отца, Ивана Фёдоровича. Он был добрым, справедливым и трудолюбивым. О том, что его раскулачивали, причём не один раз, Валентина уже когда училась в выпускном классе. Она особенно не поняла, кто такие кулаки, но решила для себя: они хорошие люди, ведь отец её человек хороший. Много лет спустя к ней в руки попал документ, в котором перечислялось всё изъятое у Теличкиных имущество: земля, дом, корова, ковёр и 5 метров ситца. То есть вся вина Ивана Теличкина была лишь в том, что он не лежал на печи, а работал, обеспечивая семью с малыми детьми.
Через несколько лет, когда он снова построил дом, завёл корову и встал на ноги, его снова «раскулачили» и в этот раз едва не расстреляли. Но самое удивительное было в том, что даже отсидев в тюрьме, он не озлобился, не ополчился на весь мир. А снова с энтузиазмом взялся за дело. По словам Валентины Теличкиной, отца невозможно было не уважать, он был для неё непререкаемым авторитетом. И подсознательно, став взрослой, она искала такого мужа, как отец. Правда, ждать ей встречи со счастьем пришлось долго.
Валентина Теличкина в школьные годы активно занималась художественной самодеятельностью, а после получения аттестата собралась в Москву в театральный. Родителям выбор дочери не понравился. Отец прямо сказал: он считает её умнее, чем быть артисткой. Но Валентина унаследовала от отца и стойкость духа, и умение отстаивать свою правоту. Она в первый раз в жизни тогда обиделась на отца и была полна решимости доказать ему, что в актёрской профессии нужны и талант, и старание, и сила, и ум. Поступила она во ВГИК в мастерскую Владимира Белокурова. Став студенткой, Валентина долго не могла поверить своему счастью. Она с удовольствием училась, не переставая удивляться тому, что ей за это ещё и стипендию платят. Студентке казалось, будто она попала в сказку.
Стипендия была, конечно, небольшой, да и ту она стеснялась получать «ни за что», но на неё она и жила весь месяц, родители помогать ей возможности не имели. Зато в столовой был бесплатный хлеб, и девушка ела его вдоволь, не боясь поправиться. А по студенческому билету она могла каждый день бесплатно ходить в театры и в музеи. Она считала, что её все любили, правда, много позже узнала о том, что её называли «селом» и «дерёвней». Но Валентина Теличкина всегда гордилась своим происхождением, несмотря на которое смогла и поступить в институт, и получить диплом актрисы.Зато после выхода на экраны фильма Глеба Панфилова «Начало» Валентину Теличкину стали называть «советской Нефертити» и за её красоту, и за фразу, которую произнесла в картине её героиня: «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал!»
Уже в студенческие годы она начала сниматься. Сначала был «Таёжный роман», потом — знаковая для актрисы роль курьера Вали Корольковой. Сама Валентина Теличкина называла эту работу главной в жизни, потому что «Журналист» открыл ей дверь в мир кино и дал возможность прикоснуться к таланту великого мастера Сергея Герасимова. Родители, когда увидели дочь в этом образе на экранах, были страшно расстроены. Отец прямо сказал: он-то считал её поумнее. А Валентина Теличкина радовалась, словно получила самое большое одобрение, ведь эти слова значили, что ей удалось донести до зрителя характер своей героини.
После выхода «Журналиста» на экраны на актрису буквально обрушился шквал предложений. Вот только предлагали ей играть всё ту же Валю Королькову, просто в других обстоятельствах. Но Валентина Теличкина очень не хотела оказаться актрисой одной роли, поэтому играть такую же роль, как у Герасимова, она отказывалась. Впрочем, это была не единственная причина, по которой Валентина Теличкина отказывалась сниматься. Однажды Леонид Квинихидзе предложил ей сняться в её фильме. После отказа он решил поинтересоваться его причиной. И услышал отказ, хотя в тот момент актриса ни у кого не снималась. А у неё просто был принцип: не соглашаться на роль, если она знала, что не сможет сделать роль интересной.
Валентина Теличкина в фильме «Стоянка поезда - две минуты». / Фото: www.kino-teatr.ru
Несмотря на частые отказы, Валентина Теличкина была очень востребована в кино и воплотила на экране множество ярких образов. Наташа в «Осенних свадьбах», Оля в «Зигзаге удачи», Саня Ермакова в «Первой девушке», Алёна в фильме «Стоянка поезда — две минуты», Катерина в ленте «Не может быть!» — это лишь небольшая часть главных ролей, сыгранных актрисой. Среди самых заметных работ актрисы можно назвать, в том числе сериалы «Бригада», «Есенин», «Большие девочки», «Любовь не картошка». Она пользовалась огромной популярностью, хотя, как говорила сама Валентина Теличкина, к славе она никогда не стремилась. Ей для счастья нужно было заниматься любимым делом. И каждый раз после окончания съёмок она молилась лишь о том, чтобы это была не последняя её роль в кино. Валентина Теличкина вовсе не любила «фейерверки», связанные со славой. Самым же неприятным её последствием были многочисленные слухи о личной жизни актрисы.
Валентина Теличкина не считала себя красавицей и огорчалась, если хвалили её внешность. Куда больше ей нравилось, когда обращали внимание на другие её качества: талант, трудолюбие, умение творчески мыслить. Но мужчины, конечно, не могли пройти мимо такой красоты, поклонников у актрисы было много. Однако она всегда слыла недотрогой, редко кто удостаивался её внимания, а людская молва приписывала ей романы едва ли не с каждым из коллег, с кем она играла влюблённых на экране.
Первой жертвой этих слухов оказался Геннадий Корольков, с которым снималась Валентина Теличкина в двух фильмах: «Три дня Виктора Чернышёва» и «Потому что люблю». В последнем была сцена, где они лежат в постели и говорят о жизни. Вот тут и заговорили о том, будто актриса была влюблена в Королькова, но он не захотел уходить из семьи. В одном из интервью актриса рассказала о том, что её с коллегой связывали исключительно рабочие отношения. Она никогда не была в него влюблена хотя бы потому, что у него были жена и ребёнок, а для неё чужая семья всегда была неприкосновенной. Валентину Теличкину людская молва сводила и с другими актёрами и режиссёрами: Александром Панкратовым-Чёрным, Сергеем Никоненко, Никитой Михалковым, Родионом Нахапетовым. Но ни с одним из них она не встречалась и даже не флиртовала.
На самом деле в её жизни было всего два романа. Имя первого своего возлюбленного она никогда не называет, а с высоты прожитых лет говорит о том, что это был даже не роман, а «скверный анекдот», хотя изначально актриса так не думала. Она даже познакомила избранника с родителями, но отец сразу же понял, что за человек оказался рядом с дочерью. Он честно сказал Валентине: «Он никогда её не любил и не полюбит». Тогда актриса очень обиделась на папу и от своей любви не отказалась.
А потом в её жизни появился архитектор Владимир Гудков. Сразу после знакомства она почувствовала симпатию с его стороны и предупредила о том, что влюбляться в неё не стоит, её сердце давно и прочно занято. Но Владимир предпочёл не услышать предупреждение актрисы. Он продолжал оказывать ей знаки внимания, трогательно заботился, и со временем у Валентины Теличкиной просто открылись глаза. Она вдруг поняла, что её «скверный анекдот» на самом деле любил только себя, к тому же он оказался манипулятором, оборачивающим всё себе во благо.
Валентина Теличкина и Владимир Гудков с сыном. / Фото: www.pravoslavie.ru
К счастью, Владимир Гудков умел ждать, и он всё же дождался того момента, когда любимая девушка посмотрела на него и, наконец, смогла оценить по достоинству. Валентина Теличкина вдруг увидела в нём именно того мужчину, рядом с которым могла бы прожить всю жизнь. И он был очень похож на её отца: сдержанный, добрый, терпеливый. Поначалу они стали жить вместе, а через несколько лет расписались. В 1979 году у них родился сын Иван. Супруги прожили в любви и согласии больше полувека, из них 41 год в законном браке. В 2021 году Валентина Теличкина овдовела. Она очень тяжело переживала уход мужа, но нашла утешение в близких людях и вере в Бога.
Валентина Теличкина и Владимир Гудков. / Фото: www.eg.ru
Именно в то трудное для актрисы время Лариса Садилова пригласила её на главную роль в свой фильм «Огород». И Валентина Теличкина с радостью согласилась. Во-первых, она давно мечтала поработать с Ларисой Садиловой, фильмы которой ей всегда нравились, а во-вторых, роль на самом деле была интересной и жизнеутверждающей. Последний фильм с участием актрисы – «Семья по правилам и без» – вышел на экраны в 2022 году, с тех пор она больше не снималась. Она ведёт довольно закрытый образ жизни, много общается с сыном и внуками. Но она до сих пор не смирилась с утратой любимого человека, заходит в комнату, разговаривает с ним, хотя точно знает, что ответа не услышит.
Валентина Теличкина обычно играла драматические роли, но с радостью согласилась сняться в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!» За билетами на этот фильм выстраивались километровые очереди, но некоторых зрителей он очень разочаровал.