Краткая история культовой ленты, вырастившей последнее поколение XX века.
Кадр из фильма «Назад в будущее», режиссер Роберт Земекис, 1985
Фото: Amblin Entertainment,U-Drive Productions, Universal Pictures
3 июля 1985 года в прокат вышел фильм «Назад в будущее». История о подростке, который попал в прошлое, навел в нем порядок и изменил свое настоящее, стала абсолютным блокбастером, положила начало одноименной франшизе и изменила представление о том, какими могут быть фантастические фильмы. Рассказываем, как идея «Назад в будущее» появилась благодаря уборке в подвале, почему машину времени не разместили в холодильнике и кто цитировал фильм в Конгрессе.
1
Все началось с вопроса об отцах и детях. В 1980 году 30-летний голливудский сценарист Боб Гейл приехал навестить родителей в Сент-Луис в штате Миссури, чтобы помочь им разобрать подвал в доме. Во время уборки он обнаружил детский архив своего отца, Марка Гейла, и выяснил, что в старшей школе тот был отличником и президентом класса. Эта информация озадачила Боба. Сам он в школьные годы не проявлял лидерских качеств, а учебе и внеклассным занятиям предпочитал чтение комиксов. И у него возник вопрос: дружил бы он со своим отцом, если бы тот был его одноклассником? Этими размышлениями он поделился с режиссером Робертом Земекисом, в паре с которым выпустил уже три фильма. Они решили написать сценарий о Марти Макфлае — школьнике 1980-х из городка Хилл-Вэлли, который переносится в Хилл-Вэлли 1950-х и встречает своих родителей Джорджа и Лоррейн, заканчивающих старшие классы.
Роберт Земекис и Боб Гейл на съемках фильма «Назад в будущее», 1985
Фото: Universal Pictures
2
В Disney сюжет посчитали слишком провокационным. Предлагать различным студиям сценарий Земекис и Гейл начали еще во время работы над ним и столкнулись с многочисленными отказами — всего их было около 40. Объяснялись они по-разному. Так, в Columbia Pictures назвали сюжет слишком детским и посоветовали авторам обратиться в Disney. Однако там сценарий не встретил понимания. Руководство компании посчитало, что сюжетная линия, по которой мать испытывает романтические чувства к собственному сыну, прибывшему во времена ее юности из будущего, провокационной и спорной для подросткового фильма. Однако через более чем год поисков продюсер был найден — Сид Шайнберг из Universal Pictures.
3
Стивен Спилберг спас название фильма. Согласившись профинансировать ленту, продюсер захотел внести в сценарий изменения. Мать Марти в первоначальном варианте звали Мэг, но Шайнберг настоял, чтобы она получила имя Лоррейн — в честь его жены, актрисы Лоррейн Гэри. Профессора Брауна следовало переименовать в Дока Брауна, а также изменить название фильма с «Назад в будущее» на «Космический пришелец с Плутона» — так Марти должен был представиться первым встретившимся ему жителям 1955-го. Замену Шайнберг объяснял тем, что слово «будущее» может вызвать у потенциальных зрителей ощущение очередной жанровой картины о путешественниках во времени. Первые два требования Земекис и Гейл были готовы выполнить, но идею переименовать фильм не поддержали. Однако как отказать продюсеру, которого они с таким трудом нашли, было непонятно. На помощь пришел Стивен Спилберг, выступавший исполнительным продюсером картины. С Шайнбергом его связывало долгое и успешное сотрудничество — именно Сид когда-то разглядел в начинающем режиссере создателя блокбастеров и профинансировал «Челюсти» (1975) и «Инопланетянина» (1982). Воспользовавшись дружескими отношениями, Спилберг отправил Шайнбергу телеграмму: «Сид, спасибо за твою юмористическую записку, мы все от души посмеялись, продолжай в том же духе». Казаться смешным Шайнберг не захотел и оставил попытки изменить название фильма.
4
Роль Марти Макфлая сначала играл другой актер. Майкла Джей Фокса Земекис приметил на съемочной площадке молодежной комедии «Волчок». Фокс исполнял в ней главную роль, а Земекис приехал посмотреть, не подойдут ли ему те же локации для «Назад в будущее». Однако заполучить актера тогда не удалось — шли съемки четвертого сезона ситкома «Семейные узы», в котором у Фокс был одним из центральных персонажей, и его не отпустили в сторонний проект. На роль Марти Макфлая был утвержден Эрик Штольц. Фильм «Маска» Питера Богдановича с ним в главной роли еще не вышел в широкий прокат, но продюсеры посмотрели его на закрытом показе и пришли в восторг от драматических способностей Штольца. Земекис снял с ним треть сценария, но остановил съемки: по его словам, Штольц играл «не просто драматично, а убийственно драматично». Договориться с Фоксом все-таки удалось, и Земекис, несмотря на увеличение бюджет «Назад в будущее» на $3 млн из-за пересъемок, начал все заново.
5
За образом Дока Брауна скрываются ученый и дирижер. Роль исследователя, который построил в своем гараже машину времени и украл для нее радиоактивный плутоний у ливийских террористов, сыграл Кристофер Ллойд. Разрабатывая своего персонажа, он опирался на двух эксцентричных гениев первой половины XX века. Первым, конечно, стал Эйнштейн — у него Браун позаимствовал фанатичную любовь к физике, пренебрежительное отношение к внешнему виду и бытовую рассеянность. А вторым — дирижер Леопольд Стоковский. От него Док Браун получил развевающуюся седую копну волос и манеру двигаться и жестикулировать.
6
Эйнштейн сначала был приматом. В первых вариантах сценария питомцем Дока Брауна значился шимпанзе по кличке Шемп. Однако продюсер фильма Сид Шайнберг настоял на замене экзотического примата на собаку по кличке Эйнштейн. Он объяснял это тем, что фильмам с участием шимпанзе никогда не сопутствовал кассовый успех. В первой части франшизы в роли Эйнштейна снимался кобель каталонской овчарки Тайгер, а в двух последующих играла другая собака этой породы — Фредди.
Кадр из фильма «Назад в будущее», режиссер Роберт Земекис, 1985
Фото: Amblin Entertainment,U-Drive Productions, Universal Pictures
7
Образ Лоррейн Макфлай вдохновлен матерью Земекиса. Если Боб Гейл был озадачен тем, что его отец в школьные годы казался слишком скучным, то Роберт Земекис, напротив, обнаружил, что во времена своей юности его мать веселилась настолько, насколько это позволяли нормы приличия середины 1930-х. В детстве она говорила ему, что была скромной девушкой и ни разу не целовалась до замужества. Однако когда Земекис вырос, истории тоже повзрослели. Оказалось, что Роза Неспека пользовалась популярностью у одноклассников, ходила с ними на свидания и, конечно, целовалась до брака. Такая же двойственность отличает и Лоррейн Макфлай в «Назад в будущее» — в начале фильма, в сцене из 1985 года, она порицает свою дочь за интерес к парням, сообщая ей, что сама в ее возрасте была скромна. Но в 1955 году Марти видит свою мать 17-летней девушкой, которая легко влюбляется, готова делать в отношениях первый шаг и не без интереса относится к своей сексуальности.
Кадр из фильма «Назад в будущее», режиссер Роберт Земекис, 1985
Фото: Amblin Entertainment,U-Drive Productions, Universal Pictures
8
Главный злодей «Назад в будущее» отсылает к Дональду Трампу. Бифф Таннен — туповатый громила и одноклассник родителей Марти. В 1955-м он попытался изнасиловать его мать и заставлял его отца делать за него домашние задания, а в 1985-м — рабочие отчеты. Свою фамилию он получил в честь голливудского продюсера Неда Танена. Земекис и Гейл ненавидели его за то, что он забраковал сценарий их первого полнометражного фильма «Я хочу держать тебя за руку» (1978) для Paramount Pictures. А при формировании образа Биффа, по утверждению Боба Гейла, он вдохновлялся Дональдом Трампом. В середине 1980-х Трамп был уже очень известным бизнесменом, позволяющим себе одиозные поступки. В первом фильме франшизы сходство между ним и Биффом в основном внешнее. Но во второй части баснословно разбогатевший на ставках и уверовавший в то, что деньги дают ему право вести себя как угодно, Бифф Таннен выглядит как буквальная карикатура на Трампа.
Кадр из фильма «Назад в будущее — 2», режиссер Роберт Земекис, 1989
Фото: Amblin Entertainment,U-Drive Productions, Universal Pictures
9
На роль машины времени рассматривали холодильник. Построенное Доком Брауном устройство для путешествия во времени Земекис и Гейл сначала задумывали как громоздкий аппарат, занимающий целую комнату, потом решили сделать его более компактным и разместить в бытовом холодильнике. Однако Стивен Спилберг, исполнительный продюсер «Назад в будущее», забраковал эту идею из опасений, что юные зрители захотят проверить способность холодильников на кухне отправить их в другую эпоху, и будут проводить смертельно опасные эксперименты, забираясь в них. Тогда Земекис предложил приспособить для машины времени автомобиль и выбрал для этого спорткар DeLorean DMC-12, чьи откидывающиеся вверх двери и корпус из нержавеющей стали поверх углепластикового каркаса придавали фильму футуристический антураж.
Кадр из фильма «Назад в будущее», режиссер Роберт Земекис, 1985
Фото: Amblin Entertainment,U-Drive Productions, Universal Pictures
10
Фильм должен был заканчиваться ядерным взрывом. Для того чтобы вернуть Марти в 1985 год, машине времени была нужна энергия в 1,21 ГВт. По задумке Земекиса и Гейла, Док Браун решал, что таким источником может быть только ядерный взрыв. Он отправлялся с Марти на полигон в Неваде, где американское правительство как раз планировало устроить испытания, чтобы проверить, какое влияние он окажет на специально построенный для этого американский пригород. Но съемки в пустыне с имитацией ядерного взрыва оказались слишком дорогими. Земекису и Гейлу пришлось найти альтернативный источник энергии для машины времени — сильную молнию, бьющую в башню городского суда. В таком виде финал получился очень экономным. Мультипликаторы просто нарисовали и анимировали молнию, а отдел спецэффектов придал ей свечение.
Кадр из фильма «Назад в будущее», режиссер Роберт Земекис, 1985
Фото: Amblin Entertainment,U-Drive Productions, Universal Pictures
11
«Назад в будущее» окупился за неделю. Фильм вышел в прокат 3 июля 1985 года и к концу первой недели показов заработал около $20 млн при заложенном в него продюсерами бюджете $19 млн. К концу года сборы «Назад в будущее» составили $210 млн, сделав его самым успешным фильмом 1985-го. Другие блокбастеры остались далеко позади: «Рэмбо: Первая кровь II» собрал $150 млн, а «Рокки IV» — $127 млн.
Постер к фильму «Назад в будущее», 1985
Фото: Universal Pictures
12
Президент Рейган цитировал Дока Брауна в Конгрессе. 4 февраля 1986 года Рональд Рейган выступил с ежегодным посланием «О положении страны», в котором, в частности, обратился к молодежи Америки с просьбой поддержать его реформаторские усилия: «Зов будущего слишком отчетлив, вызов слишком велик, чтобы блуждать в тупиках разложения, наркотиков и отчаяния. Никогда еще не было более захватывающего времени, времени воодушевляющих чудес и героических подвигов. Как говорили в фильме "Назад в будущее" — "Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны"». Эту фразу в финале фильма произносил Док Браун, собираясь с Марти в будущее.
13
Создатели «Назад в будущее» тоже использовали Рейгана в своем фильме. В 1985 году он исполнял обязанности президента США уже во второй раз, а в 1955-м Рейган был голливудским актером: в кинотеатрах шел 51-й фильм с его участием — «Компаньон Теннесси». Попавший в прошлое Марти без конца натыкается на киноафиши с его именем, а молодой Док Браун поднимает его на смех и не верит, что 30 лет спустя страну возглавит голливудская звезда.
14
«Назад в будущее» — генератор бесконечной ностальгии. Америке 1980-х в наследство от 1970-х достались последствия стагфляции — безработица, инфляция, высокий уровень преступлений и низкий темп развития экономики. В городке Хилл-Вэлли 1985 года этот упадок отчетливо заметен: коммерческие помещения пустуют, улицы грязные, школа обшарпанная, на главной площади живет бомж. Тогда как Хилл-Вэлли 1955 года — ухоженный, чистый и цветущий город, поражающий Марти кипящей жизнью и благополучием. Такой контраст между светлым прошлым и мрачноватым настоящим моментально сделал «Назад в будущее» для взрослых зрителей 1980-х источником ностальгии по благополучным 1950-м. А в 2000-х фильм, напротив, стал для выросших на нем детей 1980-х источником тоски по детству. И миру, в котором по законам мелодрамы влюбленные счастливы, школьный хулиган получил по заслугам, самые безвыходные ситуации преодолимы и можно найти тот самый неуловимый момент в прошлом, изменив который, получится поправить и настоящее, каким бы неблагополучным оно ни было.
Кадр из фильма «Назад в будущее», режиссер Роберт Земекис, 1985
Фото: Amblin Entertainment,U-Drive Productions, Universal Pictures