Жизнь и судьба Валентины Сперантовой - «пионера-героя», «сына полка» и тети Глаши из «Большой перемены»

Исполняется 120 лет со дня рождения актрисы Валентины Сперантовой.
Актриса Валентина Сперантова в фильме "Большая перемена" Алексея Коренева
Фото: кадр из фильма.



«ВЫЙДЕШЬ НА СЦЕНУ - И ВСЕ ПРЯНИКИ ТВОИ!»

Валентина Сперантова впервые вышла на сцену, когда ей было пять лет. В городе Зарайске, где она родилась, был любительский театр, в постановках участвовала ее старшая сестра. Однажды она попросила у матери отпустить на спектакль маленькую Валю, пообещав, что довезет девочку до театра и обратно на извозчике. На этом условии мать согласилась. Крошка Валя приехала в театр, там ей объяснили, что надо выйти на сцену, взять пряник и откусить от него. «А потом мы отдадим тебе все остальные пряники, которые у нас есть!» «Я все так и проделала, - вспоминала Сперантова на склоне лет, - и мне не страшна была публика, потому что освещенная рампа не давала мне ее разглядеть. После этого меня закутали в платок, посадили на извозчика, и я поехала домой - как первая актриса театра!»

В этом театре Валентина продолжала играть, и когда подросла. А в юности отправилась в Москву, да так и осталась там. Сперва поступила во ВХУТЕМАС (планировала стать художницей, и, кстати, очень хорошо рисовала шаржи на знакомых до конца дней). А потом перевелась в театральную студию «Молодые мастера». Когда она ее заканчивала, студия уже называлась ГИТИСом.

Валентина была девушкой хрупкой, невысокой, и ее амплуа определилось почти сразу: травести. Она пришла работать в Госцентюз (проще говоря, Театр юного зрителя), и там ей с ходу дали роль Джо Харпера, одноклассника и закадычного приятеля главного героя, в «Томе Сойере». Так началась огромная галерея ролей мальчиков - бесчисленных Серег, Ахметов, Мишек в наглухо забытых ныне пьесах. Может быть, самой запомнившейся ее ролью в ТЮЗе стал Том Кенти в одноименной пьесе Сергея Михалкова по «Принцу и нищему» Марка Твена: по легенде, на спектакле присутствовал Джордж Бернард Шоу, совершавший поездку по СССР, потом ласково потрепал по щеке мальчика, игравшего главную роль и был потрясен, когда ему сообщили, что перед ним взрослая женщина…

Было несколько ролей вполне взрослых девушек - в «Горе от ума», в «Свои люди - сочтемся». Но они терялись на фоне ролей школьников и пионеров. За ТЮЗом последовал Центральный детский театр (ныне это РАМТ), где Сперантова играла в «Снежной королеве» Евгения Шварца (сначала Герду, а потом Кая), Ваню Солнцева в «Сыне полка» по Валентину Катаеву, пионера-героя Володю Дубинина в спектакле по «Улице младшего сына» Льва Кассиля и Макса Поляновского…


Валентина Сперантова в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер»
Фото: кадр из фильма



«ВЫ НЕ МАЛЬЧИК, ВЫ БАБУШКА!»

А в 1955-м Сперантова вышла на сцену в роли Чиполлино. Роль мальчика-луковки исполняла 51-летняя актриса, и так вышло, что именно на этом спектакле публика перестала ей верить. Говорят, кто-то из юных зрителей назвал Чиполлино в ее исполнении «стареньким мальчиком», и Сперантова это услышала. По другой версии, режиссер сказал ей на репетиции: «Валентина Александровна, вы не мальчик! Вы бабушка!»

Много лет спустя актриса рассказывала чуть ли не со слезами на глазах:

- Я должна была прощаться с ролями мальчиков. Мне звонит из театра, как всегда, Ника Николаевна, наш помреж, и говорит: «Ты не забыла? Ты должна играть сегодня Володю Дубинина». Я говорю: «Ника! Я не приду играть Володю Дубинина». «Почему?» - говорит она. «Я никогда больше не приду играть мальчиков…» И ничего больше не могла выговорить. Просто сказала: «Никогда. И не спрашивай меня». Я отрывала от себя какой-то дорогой кусок жизни, я как будто прощалась со своими детьми. Иначе я никак не могу назвать то состояние, в котором пребывала.

Ей ничего не оставалось, как от ролей детей стремительно переходить к ролям пожилых женщин. Вскоре она уже играла в «Томе Сойере» мать того самого Джо Харпера. А в спектаклях «Семья» и «Начало пути», например, исполняла роль Марии Ульяновой, матери Ленина. А в «Мертвых душах» виртуозно изображала Коробочку: брала разрезанное яблоко, засовывала его половинки за щеки и полностью преображалась.

Тогда же, в середине 50-х, Сперантову наконец-то открыл кинематограф. Ее первым фильмом стала комедия «Алеша Птицын вырабатывает характер», снятая в год смерти Сталина; там, кстати, в роли внучки ее героини дебютировала и восьмилетняя Наталья Селезнева, будущая звезда комедий Гайдая. Через несколько лет Валентина Александровна украсила «Шумный день» Анатолия Эфроса и Георгия Натансона - экранизацию популярнейшей пьесы Виктора Розова «В поисках радости», хорошо знакомой ей по подмосткам. Она сыграла в кино два с лишним десятка ролей, из которых самой известной стала роль уборщицы тети Глаши в «Большой перемене» (после нее один мальчик написал ей: «Вы так похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет!») А еще озвучила множество персонажей мультфильмов. Среди них «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик» (по «Путешествию Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф), «Петя и Красная Шапочка», «Сказка о Мальчише-Кибальчише»… Плюс множество радиопостановок, включая «Клуб знаменитых капитанов», где она была Диком Сэндом.


Валентина Сперантова в роли матери в фильме «Шумный день»
Фото: кадр из фильма.



«СТРАШНЫЙ, ЗВЕРИНЫЙ КРИК»

Личная жизнь этой замечательной актрисы и доброй женщины сложилась, увы, не самым счастливым образом. Вторым ее мужем в 1934 году стал Михаил Никонов, директор Театра Мейерхольда. Это был удачный брак, продлившийся тридцать лет, - вот только в 1964-м Никонов скончался. В возрасте всего 52 лет.

Ее коллега, актриса Татьяна Надеждина, вспоминала, что в день похорон должен был идти спектакль «Женитьба» по Гоголю: там Сперантова играла сваху Феклу Ивановну. Руководство театра хотело его отменить, но актриса настояла на том, что будет играть. И играла, весело и легко, сверкая глазами. Никто из зрителей не подозревал, что за несколько минут до выхода на сцену она, уткнувшись в стоявшую за кулисами банкетку, издавала «страшный, звериный крик».

В браке с Никоновым родилась дочь Наталья. Судьба ее сложилась совсем печально. Она пошла по стопам матери, окончила Школу-студию МХАТ, стала актрисой Московского драматического театра на Малой Бронной, получила большую и яркую роль в «Братской ГЭС» по нашумевшей поэме Евгения Евтушенко. С ним у Натальи был роман, который закончился болезненным разрывом. Поговаривают, что именно после этого она начала пить. Сперантова как могла, боролась с увлечением дочери. Но в 1978 году Валентина Александровна скончалась. А еще через 18 лет погибла в пожаре и Наталья вместе с третьим по счету мужем…

Автор
Денис КОРСАКОВ колумнист, специальный корреспондент отдела культуры и спорта
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе