Жесты впереди музыки

В Государственном Кремлевском дворце выступила Елена Ваенга

Петербургская певица Елена Ваенга отработала два больших отделения, блестяще управляя мощным вокалом и эмоциями публики, но так и не справилась с собственным темпераментом. О феномене госпожи Ваенги — БОРИС БАРАБАНОВ.

Елена Ваенга относится к категории артистов, о которых публика, незнакомая с загадочной вселенной радио "Шансон", до сих пор нередко задает вопрос: "А кто это?" До недавнего времени к этой же категории относился Стас Михайлов, но сейчас про него вроде бы уже ясно: самый "народный" и самый гастролирующий певец страны. Елена Ваенга, видимо, в шаге от аналогичной позиции среди поющих женщин. Концерт в Кремлевском дворце уже не первый. В интернете ее имя лидирует по числу запросов (и это, к слову, опровергает тезис о том, что Сеть — тинейджерское царство). Наконец, ее сольный концерт "Первый канал" показал в рождественский вечер. "Нишевым" артистом ее уже никак не назовешь, при всем желании.

Телевидение сослужило певице неоднозначную службу. Автор этих строк не раз натыкался на эпизоды с участием госпожи Ваенги в разнообразных телешоу, и каждый раз они оставляли впечатление абсолютно кабацкого продукта, далекого от какого-либо вкуса. Единственным преимуществом певицы по сравнению с ее коллегой Михайловым казался ее пол. На женщину всегда смотреть приятнее, что бы она ни говорила и ни пела. В телевизоре Елена Ваенга предстает девушкой невротического склада, жесты и мимика которой обязательно должны максимально проиллюстрировать не то что каждое слово, но каждый слог в песне. Это мельтешение опережает смысл и чувство и, в общем, вызывает не радость, а головную боль. Так это нередко выглядит по ТВ, и неудивительно, что люди, которых вряд ли когда-либо судьба занесет на сольный концерт госпожи Ваенги, реагируют на нее без энтузиазма, как, например, драматург Евгений Гришковец, спровоцировавший нелестным отзывом о певице в своем блоге целые баталии в интернете.

На концерте Елена Ваенга тоже на первый взгляд пересаливала лицом и жестами. Она то активизировала бесконечные приложения на большом невидимом айпэде, то демонстрировала приемы неизвестного восточного единоборства, то выдавала короткие пантомимические скетчи. Выглядело логичным, что в какой-то момент Елена Ваенга пригласила на сцену участницу петербургской студии "Поющие руки" — глухонемую девушку, которая "пропела" жестами целую песню вместе с главной героиней вечера. Госпоже Ваенге всегда словно не хватает слов, и это при том, что говорит она на концертах много. Но главное все же, что она очень хорошо поет.

Концерт в Кремле Елена Ваенга начала именно с той интонации и того репертуара, из-за которого не видать ей комплиментов от меломанов и прочей "серьезной" публики. Работать на поле Любы Успенской и Ирины Аллегровой ей удается с успехом. Но важно, что буквально встык с рестораном, но совсем с другой подачей госпожа Ваенга заводит тишайший русский романс, или Вертинского, или латиноамериканский материал, или военную песню "Враги сожгли родную хату", или "Беловежскую пущу". "Шансонный" голос госпожи Ваенги лишь одно из ее лиц, по понятным причинам самое раскрученное. Но ей доступны такие краски, которые вряд ли найдешь хоть у кого-нибудь из популярных эстрадных певиц. Автору этих строк не стыдно сравнить ее ни с Клавдией Шульженко, ни с Анной Герман, ни с Валентиной Пономаревой. Елена Ваенга знает, где сэкономить силы, а где форсировать голос по максимуму. В каждом из выбранных жанров она выкладывается так, что за нее по-настоящему переживаешь. При этом она ни на секунду не позволяет себе сосредоточиться только на вокале — успевает скакать стрекозой между музыкантами, обмениваться репликами с партером, целовать каждого, кто приносит ей цветы.

Репертуару Елены Ваенги можно предъявить массу претензий, особенно если живешь внутри актуального музыкального процесса, меришь музыку мерой тенденций, открытий, мод. Вряд ли бешеный переаншлаг, случившийся в Кремле, сделали люди, хоть как-то анализирующие место госпожи Ваенги в искусстве. Те, кто мерз под мокрым снегом в очереди к Кутафьей башне, пришли потому, что она дает им ответы на какие-то вопросы. Автор этих строк так и не смог понять, на какие вопросы отвечает народу Стас Михайлов, но Елена Ваенга, как и еще один выходец из обоймы "Шансона" Григорий Лепс, точно находится с публикой в важном и правильном диалоге. Они оба — живые, как и их музыка. И поэтому можно понять людей, которые переживают их музыку как свою собственную жизнь.

БОРИС БАРАБАНОВ

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе