Зачем Ростислав Плятт нацепил парик радистки Кэт

Исполняется 115 лет со дня рождения великолепного советского артиста.
Две последние кинороли в жизни Плятта были очень серьезными
Фото: ТАСС



«ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ ЧЕРТ ТРЕБОВАЛ ОТ МЕНЯ КАКОГО-ТО ПОДЧИНЕНИЯ»

Ростислав Плятт вспоминал, что два представления в детстве оказали на него сильнейшее впечатление (и, возможно, подтолкнули к тому, чтобы стать артистом). Первое было цирковым. На арене выступали два клоуна - Белый (умный) и Рыжий (растяпа). Мальчик всей душой сочувствовал Рыжему, и, когда Белый начал готовить ему очередную пакость, вскочил с места и закричал: «Послушайте, вас обманывают!» Вторым представлением была опера «Фауст», в которой Мефистофеля пел Шаляпин. «Какая-то тревога охватила меня… Я был еще слишком мал, чтобы оценить голос, пластику и игру певца, но я чувствовал, что если есть на свете что-то самое важное, то вот именно о нем поет сейчас этот ослепительный черт, требуя от меня какого-то подчинения. Не могу более внятно передать то свое ощущение». Не испортило впечатление даже то, что посреди арии Шаляпин обратился к статистам, убиравшим со столов пивные кружки и посуду. «Идите к черту, потом уберете!» - сказал им Шаляпин, «после чего, точно попав в ноту, продолжал петь».

К тому моменту Плятт уже жил в Москве, хотя родился в Ростове-на-Дону, а раннее детство провел в Кисловодске. По национальности наполовину поляк, наполовину украинец, он не выучил ни одного языка, кроме русского (и в паспорте был записан русским): две бабушки, полька и украинка, ревниво следили, чтобы ни одна не привила ребенку свой родной язык. При этом отца, официально - Ивана Плята, в семья все звали Яном, уменьшительно - Ясиком. Когда Ростислав получал паспорт, решил взять более экзотическое отчество Янович, а к фамилии прибавить лишнюю «т». Так ему казалось эффектнее. Отец был в недоумении, но сильно не возражал.

К тому моменту Плятт уже вовсю представлял свое имя напечатанным на афишах. Театром он заболел в школе имени Эдисона, где учился и выступал на сцене в драмкружке. В 17 лет он познакомился с Юрием Завадским, который принял его в свою студию. Работать с Завадским он будет вплоть до его смерти в 1977 году.



«ЧУТЬ НЕ СХВАТИЛ ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ НА ВОСЬМОМ ДУБЛЕ»

Его кинодебютом можно считать «Подкидыша» (фильм «Ленин в 1918 году», где он сыграл эпизод, не в счет - его имя даже не поставили в титры, хотя на экране персонаж разговаривал с самим Сталиным в исполнении Михаила Геловани). Авторы сценария «Подкидыша» Рина Зеленая и Агния Барто предложили режиссеру Татьяне Лукашевич кандидатуру Плятта просто потому, что он очень нравился им в театральных постановках; у него практически не было опыта съемок, но он справился безупречно. (Кстати, у его партнерши Фаины Раневской опыт был, но оказался настолько неприятным, что она поклялась никогда больше не сниматься в кино; согласилась только «из дружеских чувств» к Барто и Зеленой).

«Когда в павильоне снимали сцену с Пляттом, все сбегались смотреть, - вспоминала Зеленая. - Однажды на съемке Наташка (девочка, сыгранная маленькой Вероникой Лебедевой. - Ред.) должна была вытирать полотенцем мокрую голову Плятта; помреж лил воду ему на голову, летели брызги. «Плятт, зачем ты плюваешься?» – кричала Наташка. «Во-первых, не плюваешься, а плюешься, – поправлял он, захлебываясь, – а во-вторых, скорей вытирай мне голову!» На четвертом дубле он начал уже дрожать от холода: павильон не отапливался. «Да, – вспоминает он с удовольствием, – тогда я чуть не схватил воспаление легких на восьмом дубле».

Он снимался много, но главным для него всегда был театр. Там он встретил и любовь всей своей жизни - актрису Веру Марецкую. Она была женой Юрия Завадского, но тот ушел от нее к балерине Галине Улановой. Марецкая вышла замуж во второй раз, за актера Георгия Троицкого, - муж погиб на фронте. Все это время Плятт был в нее влюблен, хотя женился на другой актрисе, Нине Бутовой (судя по всему, счастья в этом браке он не нашел). И слухи об этом романе так и не вышли за пределы их «ближнего круга», - это не тот случай, когда об актерских отношениях судачила вся Москва.

Почему-то Плятт предложил Вере Петровне официально зарегистрировать отношения только под конец ее жизни, когда она была тяжело больна. Она ответила «Поздно». На ее похоронах он сказал: «Ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая». Тогда же, в 1978 году, умерла его супруга…

Он пережил обеих на одиннадцать лет. Но приключения в его личной жизни не закончились: он встретил Людмилу Маратову, диктора Всесоюзного радио, и влюбился в нее. Она была замужем за одним из его лучших друзей, главой детской редакции радио Николаем Литвиновым. Который чрезвычайно расстроился, обнаружив такую коллизию. Но удержать жену не смог - она ушла к Плятту и вышла за него замуж.



ПАСТОР ШЛАГ СМОГ ПРОЙТИ НА ЛЫЖАХ РОВНО ПЯТЬ ШАГОВ

Одна из ролей, врезавшихся в память целого поколения - пастор Шлаг в «Семнадцати мгновениях весны». Плятт писал, что вспоминает эти съемки с теплотой. Единственной проблемой стала сцена, в которой ему надо было встать на лыжи. Актер предупредил, что сможет пройти ровно пять шагов, а потом рухнет в снег. Так и получилось. После пяти шагов кадр обрывается, а голос Копеляна за кадром произносит: «У Штирлица защемило сердце. Он увидел, что пастор совсем не умеет ходить на лыжах…»

Плятт обожал дурачиться. Вспоминали, как в театре однажды он должен был пройти по сцене, повернувшись затылком к зрителю, - его герой приветствовал выстроившихся в шеренгу персонажей. На лбу Ростислав Янович нарисовал неприличное слово. Актеры едва не померли, сдерживая хохот. Во время поездки в Лондон, на экскурсии, преспокойно сел на королевский трон и просидел там несколько минут, - поразительно, но охранники этого даже не заметили. А на съемках тех же «Семнадцати мгновений», как вспоминал работавший там ассистентом оператора Александр Гарибян, надел на голову парик Екатерины Градовой, игравшей радистку Кэт, и в таком виде начал маршировать по коридорам берлинской гостиницы. Второй парик был на Гарибяне. Вдвоем они распевали «Мы красная кавалерия и про нас былинники речистые ведут рассказ». Горничные были очень впечатлены.

А с Юрием Никулиным он подружился на почве любви к анекдотам и опять-таки, к розыгрышам. Как-то зимней ночью они шли по Тверскому бульвару, увидели ограждения, которые были выставлены вдоль домов, чтобы люди не подходили к ним близко и не становились жертвами падающих сосулек. И перетащили эти ограждения на проезжую часть, перегородив улицу. После чего с упоением наблюдали, как водители при виде ограждений разворачиваются и едут обратно…

С Никулиным Плятт снялся в фильме Леонида Гайдая «Деловые люди» и мог сняться в «12 стульях». По крайней мере, Леонид Гайдай уже практически утвердил его на роль Ипполита Воробьянинова. Но стало известно, что актер Сергей Филиппов тяжело болен, у него опухоль мозга, и, скорее всего, он долго не протянет. По легенде, Гайдая пожалел артиста и решил напоследок дать большую, интересную роль Воробьянинова ему. Филиппов и сыграл Кису, причем сыграл блистательно, а Плятт ограничился тем, что прочел в фильме закадровый текст. (Кстати, Филиппову сделали операцию, она прошла удачно, и он прожил еще двадцать лет).

Две последние кинороли в жизни Плятта были очень серьезными. Блестящая работа в фильме Марлена Хуциева «Послесловие», где он сыграл пожилого тестя героя Андрея Мягкова, пытающегося заинтересовать его рассказами о своей жизни и своих мыслях. И скрипичный мастер Николо Амати в «Визите к Минотавру». Он снимался больным: сломал шейку бедра, поэтому его Амати появляется в кадре в основном сидящим в креслах. Но бодрости Плятт не утратил, и его партнер Сергей Шакуров, игравший Страдивари, вспоминал, что «хохотал до упаду, до коликов», слушая истории в исполнении Ростислава Яновича…



САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ

«Подкидыш» (1939)

«Мечта» (1941)

«Весна» (1947)

«Жених с того света» (1958)

«Деловые люди» (1962)

«Легкая жизнь» (1964)

«Судьба резидента» (1970)

«Семнадцать мгновений весны» (1973)

«Послесловие» (1983)

«Визит к Минотавру» (1987)

Автор
Денис КОРСАКОВ колумнист, специальный корреспондент отдела культуры и спорта
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе