Юрий Никулин: «Зритель долго меня принимал только в ролях алкоголиков»

Ровно 20 лет назад от нас ушел великий актер.
Юрия Никулина любили все: взрослые, дети, звери... Его уход в августе 1997-го стал трагедией для всей страны.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS


...Это очень старая запись. Студенческая еще. Юрий Никулин пришел к нам на спецсеминар на факультет журналистики 18 декабря 1981 года. Его пригласил преподаватель Владимир Владимирович Шахиджанян. Такова была его метода: журналисты (будущие) должны с первого курса общаться в самыми интересными людьми и всерьез.

И вот накануне 20-летия со дня смерти Юрия Владимировича я случайно раскопал (думал, потерялось уже все) конспекты некоторых таких бесед. Вопросы задавал не я один, естественно, а весь наш спецсеминар.


- Юрий Владимирович, ваш юмор — это от рождения?

- Нет, от отца. Я считал отца гениальным человеком. Отца я слушался. Он приучал меня к юмору. Не могу сказать, был бы я артистом цирка, но артистом бы я был. Так что отцу я обязан многим.

- Не обидно, что в кино вы играете Балбеса и разных людей вроде него?

- Нет. Но есть тонкости. В первых фильмах – роли были точно алкогольные. И люди принимали меня только в этой роли. Иногда приходится мне волей-неволей поддерживать марку – в кино я играю комедийные роли. И, естественно, во многих ситуациях приходится невольно надевать улыбку. Соответствовать тому, чего все ждут. Все это ужасно, когда «ярлык поставлен». Но я рад, что снялся и в серьезных фильмах. Самому интересно. На характере «ярлык» не отражался, а на поведении – конечно.

- Изменяло ли чувство юмора?

- Да… Просто нет идеальных людей с идеальным чувством юмора.... Чувство юмора, оно помогает жить. Старался неприятные ситуации переводить в смешные. И приятно, и уверенность в себе.

Зощенко рассказывал: 8 наших разведчиков были посланы в тыл к немцам. По дороге нарвались на 6-7 немцев - такую же разведку, шедшую к нам в тыл. На лесной дороге. И наши – в кювет вправо, а немцы – влево. А один немец перепутал и прыгнул к нашим! И такая наших злость взяла, что напоролись на немцев, что они этого фрица выкинули из кювета. Он плюхнулся на дорогу, как жаба, и лежит в ужасе посередине. И кто-то, глядя на него, засмеялся. И наши, и немцы минут пять смеялись. Никто не выстрелил. И обе разведки разошлись. Смех – родство людей. Даже в такой жуткой обстановке.

- Не надоедает одно и то же?

- Актер театра сегодня играет Отелло, завтра дворника в пьесе Арбузова. У него разные роли. Цирк – другое зрелище. Каждый день мы даем одно и то же. Но выработалось годами – мы привыкли. Каждый день с одними репликами. Секрет – это я делаю одно и то же, а люди смотрят – разные. И чем громче смеются – тем приятнее мне. Стараешься по-разному работать, по-разному расцвечиваешь фразу. Чувствуешь, словно в первый раз рассказываешь только что услышанный анекдот кому-нибудь.

- Вы обожаете футбол. А сами играете?

- По натуре своей я человек был ленивый, спортом не увлекался. Но однажды в 14 лет поехал в Иваново-Вознесенск. Подружился с парнем Лешей. А потом узнал, что он играл в сборной команде города. И на стадионе я болел за Лешину команду. Они проиграли 2:0. Я ревел. И с этого момента я понял, что значит играть за команду. Это был 36-й год. Последний вчерашний матч – бегал между репризами смотрел счет. А мои тетки выключали ТВ и в перерыве снова для меня включали. Люблю футбол. Выделяю Блохина.

- Есть ли общее между клоуном и поэтом?

- В каждой профессии должен быть элемент поэзии. Люди, которые любят поэзию, становятся благороднее.

- Как воспитать чувство юмора?

- Бывает, в цирке человек сидит мрачный. Мы иногда наблюдаем. И вдруг – засмеялся над какой-то глупой вещью, на которую зал не реагирует. У него свое понятие о смешном. И это тоже хорошо.

- Вам все ваши фильмы нравятся?

- Есть фильмы, в которых я снимался, но не смотрю. Я испытываю иногда некоторое разочарование от того, что играл на экране. Досада: здесь можно было сыграть лучше, интереснее! Если в цирке можно раз ошибиться и исправитьь, а здесь – грустно смотреть, особенно если неудачная роль. «Сняться в плохом фильме это все равно что плюнуть в вечность», как говорила Раневская. Еще, когда смотрю фильмы, где снимался - грусть: какой был худой, молодой, подвижный, а теперь уже не тот…

- О чем вам пишут?

- Есть интересные письма. В основном пишут молодые люди. Из армии. Большая часть после книги спрашивает «Как стать клоуном?», «Могу ли быть клоуном?» «Воспитываю чувство юмора, заражаю смехом других, но у меня ничего не получается». Просят помочь достать книгу (автобиографическую книгу «Почти серьезно» - А.Д.) Приходят письма от душевнобольных. Красными чернилами. Их тяжело читать. Один изобрел смехофон. И жаль ему было, что Райкин и другие не смогут его применить.

- А действительно - как стать клоуном?

- Клоуном стать трудно. Профессия редкая. 75 клоунов на 250 000 000 человек в Союзе. А желающих стать клоуном – масса. Нужно иметь свой склад характера, возможности. Не каждый может на это дело решиться. Мама была против: «Цирк - это грубо. Вот театр!..» Некоторые не выдерживают, когда над ними смеются. Когда меня спросили: «Почему вы решили прийти сюда?», я ответил: «Разве от хорошей жизни пойдешь!» Шутка. Я мечтал об эстраде. Еще с войны. Я мечтал петь в джазе. Ставил пластинки, подпевал Утесову, Шульженко. А вообще это целое учение - быть смешным, плавать в законах смеха. Я 25 лет проработал – не угадаешь, в каком месте будет смешно...

- Хотели бы ученика?

- Нет. Наверное, нужно еще уметь быть учителем. А это дело других людей. Я сам был учеником Карандаша (самый знаменитый клоун пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. - А.Д.). Он был суровым, но учителем. Я не могу.

- Кто из клоунов наиболее талантлив?

- Я и Миша Шуйдин (многолетний напарник Никулина, - А.Д.)... Шутка!. Но один бы я не выступал. Сложно одному человеку держаться. Есть Куклачев, есть Смыков – хороший клоун. Из старых - Олег Попов, это явление в цирке запада (Олег Попов работал в советском цирке и создал великолепный образ очень человечного и наивного клоуна, потом уехал в Германию; в Европе его звали «Солнечный клоун». - А.Д.). Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна.

- Как относиться к анекдотам, где вы фигурируете?

- Я возмутился за нашу тройку, когда перешли на фамилии (Вицин, Моргунов и Никулин, которые в кинокомедиях носят имена Трус, Бывалый и Балбес, - А.Д.). И вообще - мне нравятся два наших фильма. С нашей тройкой и «Когда деревья были большие».

- Как отдыхаете?

- Стараюсь уехать в тихое место, чтобы меньше народу было.

- Что вы думаете о сегодняшнем цирке?

- Я в какой-то степени пессимист. Я скептически смотрю на цирковое искусство. У меня такое ощущение, что цирк перестает удивлять людей так, как он удивлял раньше. Народ стал всезнайкой. Цирк стал терять ту романтику, то удивление, которое было раньше. Это плохо для цирка. А клоуны, они останутся неотъемлемой частью цирка. Клоун, лошадь и акробат. Лошадей уже мало. 30 лет тому в каждом цирке была своя конюшня. А теперь джигиты – экзотика. А лошади уходят. 3 конюшни на 50 цирков. Вот какое дело...

- Если оценить жизнь по пятибалльной системе?

- Жизнь удалась. Я доволен. Когда поступал в цирк, не думал о званиях и наградах, просто честно хотел работать. Я удачно женился. Жена – золотой человек. Умная женщина – советуюсь. В кино мне тоже повезло. И как-то все сложилось. И мама, слава богу, жива, и друзья хорошие и семья. Я не знаю, как оценить, но я доволен. Назым Хикмет говорил: «Счастье в том, что когда человек очень хочет идти на работу утром, а с работы – домой».


Автор
АНДРЕЙ ДЯТЛОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе