В поисках генома русского народа

Андрею Кончаловскому – 75

Элегантный и обаятельный – всегда.

Сегодня Кончаловский ведет блог «Ужаснись самому себе», в котором пытается уловить и проанализировать культурный геном русского народа, на разных площадках бьет в набат: Россия валится в пропасть. Только в отличие от других радетелей за судьбу отечества он не подвержен кликушескому мистицизму, не подает себя как мессию. 

Его картина окружающего мира, его выкладки относительно возможных путей выхода из кризиса основаны на рацио. «Дед мой, Петр Петрович Кончаловский, был человек глубоко русский, но без Европы не мог жить», – написал нынешний юбиляр в автобиографической книге. А влияние деда многое определило в личности Андрея Сергеевича – это он сам признает. Похоже, и его собственный жизненный путь укладывается в эту формулу: глубоко русский человек, не могущий жить без Европы.

Натуре Кончаловского свойственны деятельность, движение. Он меняет страны, жен, он меняется как художник. В нем сошлись не только Запад и Россия, но и эпохи, даже цивилизации. Многим запомнилась позапрошлогодняя презентация фильма Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король»: в июньском Сочи был залит каток, воображение бывалых профессионалов поразил размах промоакции, да и сам факт – Андрей Кончаловский снимает рождественскую сказку в 3D. От нее до аскезы черно-белого «Первого учителя» – пропасть… Про Кончаловского не скажешь: человек такой-то эпохи, потому что он на «ты» с любой эпохой. Непросто соотнести образ этого подвижного, элегантного и ироничного джентльмена с иными фрагментами его воспоминаний: «У нас была лошадь Звездочка, я умел ее запрягать. В людской топилась печь, хозяйничала Маша, наша няня. На Петров день приходили крестьяне, приносили деду в подарок гуся».
Недавно отмечали юбилей Ирины Мирошниченко, на канале «Культура» в очередной раз пустили «Дядю Ваню» Кончаловского, где актриса сыграла Елену Андреевну. Подумалось: почему только «Дядей Ваней» ограничился кинематографический «роман» Кончаловского с Чеховым? Театральный – продолжается, он не по одному разу поставил на сцене все чеховские пьесы, но ведь спектакли вечно не живут… Кажется, все уникальное и бесценное, что было в детстве, в удаленном от советской Москвы доме деда, проросло в «Дяде Ване», в предыдущем «Дворянском гнезде» Кончаловского: усадебная русская жизнь, особый строй отношений между людьми дореволюционного «розлива». Но до усадебных изысков были экспериментальные, с минимумом постановочного вмешательства «Первый учитель» и «История Аси Клячиной...». Потом – смелый, поэтический «Романс о влюбленных», который обожали, которому подражали. Потом – эпическая «Сибириада». Затем начался весьма значительный несоветский период в жизни и работе Кончаловского – с 1983 по 1991 год он снял семь фильмов в США, работал со звездами Голливуда и Европы. Потом вернулся, снял «Курочку Рябу» с Инной Чуриковой в главной роли, «Дом дураков» и «Глянец» со своей новой музой и спутницей жизни Юлией Высоцкой.
У каждого режиссера есть мечты, иногда они реализуются, а иногда и нет, но оттого не перестают мерцать в его фантазии желанным светом. Кончаловский не раз говорил, что хочет снять по фильму о Скрябине и Рахманинове – о кумирах своей музыкальной юности (во ВГИК Андрей Сергеевич перебрался из консерватории, где готовился стать пианистом). Будем надеяться, что его замыслы претворятся в фильмы.
Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе