Штирлиц - Тихонов был на грани провала, а Бондарчук учился 22 года

Штирлиц был близок к провалу

Какие сочинения писали на вступительных экзаменах будущие знаменитости и как они вообще учились во ВГИКе? «Комсомолка» заглянула в архивы...


Будущие Тарковские и Людмилы Гурченко уже обивают пороги творческих вузов, разучивают басни и готовятся к сочинениям. Скоро - вступительные экзамены. Мы тоже побывали в одном из престижнейших вузов - Институте кинематографии, ВГИКе, где учились и Тарковский, и Гурченко, и еще многие знаменитости.


То были далекие времена, когда еще не придумали ЕГЭ и компьютерное тестирование. Хотите узнать, как это было?


Пожалуйста, свидетельство очевидца, абитуриента 1954 года Василия Шукшина. Он поделился наблюдениями за будущими однокурсниками в творческом этюде на вступительных экзаменах...


«Вестибюль института кино, - пишет Шукшин. - Нас очень много здесь молодых, неглупых, крикливых человечков. Всем нам когда-то пришла в голову очень странная мысль - посвятить себя искусству. И вот мы здесь. Лица наши хотят выражать спокойствие и зрелость мысли.


Знакомимся мы настороженно, подозрительно всматриваясь друг в друга, опасаясь втайне встретить людей, которые имеют больше несомненных шансов для поступления в институт. Тревожная мысль о конкурсе не покидает нас, но у нас достает духу шутить даже на эту тему...


Человечек с бесцветными глазами и прозрачным лицом рассказывает между прочим о том, что Тамара Макарова замужем за Герасимовым, что у Ромма какие-то грустные глаза, и добавляет, что это хорошо, что однажды он встретил где-то Сергея Гурзо и даже, кажется, прикурил от его папиросы…»


За сочинение Шукшин получил «отлично», преподаватели оценили литературный стиль абитуриента и умение подмечать детали.


Без «правильной биографии» никуда, особенно в советские времена, когда важным пунктом было «социальное происхождение». Сейчас модно находить среди своих предков «графьев да князьев», а тогда нужно было доказать, что «вышли мы все из народа».


Рабочая косточка Вячеслав Тихонов в автобиографии пишет: «До революции мой отец - рабочий-ткач, а сейчас (1945 год. - Ред.) работает механиком, член ВКП(б) с 1928 года. Мать дошкольный воспитатель, а теперь - заведующая детсадом».


Правда, «спалился» будущий штандартенфюрер СС Штирлиц на русской орфографии, видно, плохо его учили в разведшколе. Вот строчка из его заявления, адресованного директору ВГИКа: «В виду того, что я имею очень большое жИлание стать киноактером. В проЗьбе прошу не отказать».


Увы, Штирлиц никогда не был так близок к провалу. Но только закончилась война, шел 45-й год, дефицит студентов, особенно, мальчиков, брали чуть ли не всех, у кого было горячее «жИлание». И Тихонова приняли с испытательным сроком, отметив его внешние данные и дарование.

Заявление абитуриента Тихонова пестрело ошибками - зато в студенческой характеристике потом отметили, что он «наиболее одаренный среди выпускников.., с отличной внешностью». Кто бы сомневался? Истинный ариец - а ошибки всегда исправить можно.


... Эпоха сталинских репрессий прошлась катком по семье актера Леонида Куравлева, что он честно отразил в своей биографии.


«В 1941-м году,- пишет абитуриент Куравлев. - Мать была арестована по 58 ст. (по этой статье проходили «враги народа» всех мастей. Будущему Афоне было всего 5 лет. - Ред.) с лишением свободы сроком на 5 лет. В 1953 г. мать вернулась в семью в связи с амнистией (получается, что отсидела она не 5, а двенадцать лет. - Ред.)».


А вот режиссер авторского кино Кира Муратова до замужества была Коротковой, и родилась она не в Одессе, где проживает сейчас, а в Румынии (потом эта территория стала Молдавской ССР). Социальное происхождение у румынской студентки было какое надо.


«Родители - профессиональные революционеры»,- написала 18-летняя Кира Короткова. Ну и что, если ты румынская студентка, а родители у тебя революционеры, можно в институте сачковать? Нет, будущий режиссер Кира Муратова не расслаблялась в учебе. В ее дипломе - одни пятерки.


С нее бы брал пример Леонид Куравлев - у него в дипломе и по диамату, и по истмату, и даже по марксистско-ленинской эстетике - трояки... Единственное нарекание на Муратову прилетело из Министерства высшего образования. Почему, мол, румынская студентка не сдала в научную библиотеку МГУ числящиеся за ней книги (Муратова год училась на филолога в университете)?


За что отчисляли Бондарчука, Галкина и «зимнюю вишню»?


Не боги горшки обжигают. Я полистала личное дело Василия Макаровича и растерялась - будущий гений, писатель, актер, режиссер Шукшин в школе учился кое-как. В его аттестате по русскому - 3. По иностранному языку, как и по геометрии, тригонометрии, физике, тоже трояки. Зато история СССР, география и незнакомый нам сегодня предмет «Конституция СССР» у Шукшина шли на «отлично».


Или вот другой пример подозрительно несерьезного отношения к учебе.  Федор Бондарчук, несмотря на свою легендарную кинодинастию, учился во ВГИКе... 22 года! Не верите? Посчитайте сами: поступил Федя в институт в 1984 году, а защитил диплом в 2006-м. Его «успеху» позавидовал бы вечный студент Петя Трофимов (тот, не из ВГИКа, а герой Чехова).


Понятно, что Федор все эти годы времени зря не терял, и в армии послужил, и семьей обзавелся, а уж сколько раз в кино успел  сняться, после того как был отчислен из института за «невыполнение учебного плана».


Кстати, со 2-го курса вылетел из ВГИКа актер Влад Галкин, что не помешало ему стать полноценным членом Союза кинематографистов... Отчислили из ВГИКа и «зимнюю вишню» Елену Сафонову - за плохое поведение.


У Федора Бондарчука с дисциплиной вроде был порядок. Он и в подшефный совхоз вместе с другими студентами выезжал, и участвовал в народной дружине. А в школе «проявлял интерес к современной политической жизни, изучал партийные документы и внимательно следил за событиями внутренней жизни страны»... Кто бы мог подумать, глядя на брутального и бритого наголо Бондарчука?

Федор Бондарчук в черновике литературного этюда на свободную тему рисовал пушки. Но это не помешало ему получить за сочинение 5.


Это сейчас Рената Литвинова - «икона стиля», известная актриса, режиссер и вообще богиня... А когда-то (когда поступала на сценарное отделение ВГИКа) и она была комсомолкой и примерной ученицей. Побеждала в городских олимпиад по литературе, неоднократно избиралась в комсомольское бюро школы, была главным редактором школьной газеты.


«Имея хорошую дикцию и эмоциональный язык (это подметили учителя, когда давали Ренате характеристику в институт), имела успех в конкурсах и составляла сценарии школьных вечеров».


А еще Рената участвовала в коммунистических субботниках и за производственную практику в интернате для престарелых (!) имела благодарность от больных. Была «скромной, честной, доброй, хорошо воспитанной и обладающей тактом в поведении»... Да и жила она тогда не в районе Бронной в центре Москвы, а почти что в спальном районе рядом со станцией метро «Бабушкинская» вместе с мамой - хирургом-стоматологом...


Характеристику Михалкову дал Данелия


Никита Михалков учился во ВГИКе без «трояков» и запомнился «интересной творческой индивидуальностью».


Характеристику в вуз ему дал Георгий Данелия, когда Михалков перевелся с актерского факультета Щукинского училища на режиссерский факультет ВГИКа: «С Никитой Сергеевичем я познакомился на фильме «Я шагаю по Москве», где он играл главную роль, а я был постановщиком. Талантливый, обаятельный и пытливый юноша сразу завоевал мою любовь, и все было бы хорошо, если бы не пагубная склонность его к режиссуре...

Никите Михалкову дал характеристику во ВГИК Георгий Данелия.


В каждой сцене искал новое оригинальное решение, ни на секунду не переставал сомневаться в том, что говорил, все время спорил и подсказывал...


Я очень люблю, когда мне подсказывают на площадке, но только в том случае, если подсказка гораздо хуже того, что было придумано мною: тогда это приятно... Но с Никитой было наоборот: подсказывал он, как правило, верно, и мне приходилось, скрепя сердце, присваивать его находки и использовать его неуемную фантазию.


Режиссеры, у которых он снимался позже, сознаются, правда, не очень охотно, что и с ними происходило то же. Короче говоря, Никита Сергеевич - прирожденный режиссер и я глубоко убежден, что если вы его возьмете в институт и, как следует выучите, он своим творчеством доставит много удовольствия зрителям».


Как видно, Данелия не ошибся.

Режиссер-интеллектуал Андрей Кончаловский, который часто рассуждает о роли большевиков в истории России, как раз по «Истории КПСС» схлопотал трояк.


О чем писали сочинения Куравлев и Кончаловский


Леонид Куравлев раскрывал «образы большевиков в романе Шолохова «Поднятая целина», а Шукшин, Тарковский и Андрей Михалков-Кончаловский писали «Владимир Маяковский о роли поэта и поэзии». Вот строчки из сочинения Куравлева: «Роман М. Шолохова «Поднятая целина» был написан на рубеже 20-х-30-х годов, отразив решения ХV съезда ВКП(б) (1927 г.). На этом съезде была выдвинута задача: в ближайшие сроки перейти к коллективизации сельского хозяйства в стране. По решению партии в деревню было направлено 25 тысяч преданных делу партии большевиков, которые и должны были осуществить решение съезда. Таким большевиком в романе является Давыдов...» И так далее и тому подобное в духе времени.


А вот будущий сценарист Рената Литвинова попробовала раскрыть тему «Своеобразие драматургии А. М. Горького». Вроде бы Рената и эпиграф удачно ввернула: «Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться» (М. Горький), а строгий препод все же резюмировал: «Тема раскрыта неглубоко» и поставил 4. Зато литературный этюд на свободную тему - первый творческий экзамен - у 17-летней Ренаты удался.

 

Назывался этот этюд «Перекресток».  Считайте, это был первый ее киносценарий (потом она напишет «Страну глухих» и «Небо. Самолет. Девушка»). Уже по этой причине он интересен.

Леонид Куравлев тоже не блистал в учебе, но и ему это не помешало ему прекрасным артистом.


Сложная семейная коллизия: девушка Надя, ее мама и подлец Эдуард, мамин хахаль. «У нас с мамой никогда не жили мужчины, а тут появился этот в белых брюках - Эдуард». Надя всю жизнь мечтала о папе, который бы забирал ее из детского сада. Вроде бы Эдуард на эту роль подходил... Но на самом деле «он все заранее продумал. Ему была нужна московская прописка». Надину маму он не любил. И однажды мама нашла длинные женские волосы в ванной. «Здесь была женщина? Вся ванная в длинных женских волосах. Как ты мог?». Мама Эдуарда выперла из дома, разрушив мечту дочери о порядочном, любящем отце. Надя выследила Эдуарда и принесла в институт, где он работал, жалобу в местком. Но, случайно встретив Эдуарда на перекрестке (это ключевое слово - в названии этюда), Надя сунула ему в нос свою жалобу. «Мы с вами пришли на один перекресток. Но я все-таки выбираю свою дорожку».  Надя повернулась и побежала к метро. Она уехала с того перекрестка, так и не подав жалобу в местком. А ошарашенный Эдуард застыл на месте в своих белых брюках...


Экзаменаторам «семейная драма», сочиненная Ренатой Литвиновой, понравилась. Они отметили, что эта абитуриентка передает атмосферу сцены, характер и драматизм жизни. Ей поставили пять баллов.


Учитесь, будущие Тарковские, Михалковы и Тихоновы.

Анастасия ПЛЕШАКОВА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе