Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой

20 лет назад ушёл из жизни основатель «Современника».

Великолепный актер, режиссер, харизматик, он 30 лет был у руля Московского  Художественного театра, создавал Союз театральных деятелей и был первым Секретарем его правления. Снимался, играл, ставил. Но, наверное,  самым главным  его званием, которое золотыми буквами навеки вписано в историю отечественного театра, останется «создатель театра «Современник». Именно этому долговязому, с узким лицом, порывистому и смешному в движениях человеку, по которому с ума сходили женщины,  а все мужчины хотели быть на него похожими, театр на Чистых прудах (хотя первый адрес его - площадь Маяковского) обязан своим появлением на свет. 24 мая артисты разных  поколений вспомнят о своём отце-основателе.  


Он был совсем молодым человеком, еще до тридцати, когда Студия молодых актеров, позднее названная «Современником», сыграла свой первый спектакль - «Вечно живые». Яркий, невероятно заразительный и крайне убедительный в том, каким он видел новый театр, Ефремов смог заразить своей мечтой вчерашних студентов.


Встреча молодого "Современника" со зрителями - И.Кваша, Е.Евстигнеев, Г.Волчек, О.Ефремов, Л.Толмачева, Н.Дорошина, 1959 год


Олег Николаевич был, безусловно, очень талантливым человеком: его актерские и режиссерские работы не просто впечатляют или восторгают - они всякий раз касаются чего-то самого главного в человеке, провоцируют на вопросы к самому себе – сложные, глубокие, порой мучительные. О художественном даре Ефремова написаны тома прекрасных исследований.


Репетиция молодого Современника в поезде, 1958 (Владимир Паулус, Лилия Толмачева, Сюзанна Серова, Олег Ефремов, Светлана Мизери, Галина Волчек)


И все же, как неоднократно свидетельствовали те, кто начинал вместе с ним «Современник», главным талантом, а скорее даже гением Олега Николаевича было умение повести за собой людей, «инфицировать» их собственной мечтой о театре. В середине 1950-х с точки зрения любого здравомыслящего человека попытка создать театр «снизу» казалась не просто утопией. Еще вчера страна была практически парализована сталинской системой, где любая инициатива могла обернуться пропуском в ГУЛАГ.


Олег Ефремов, Игорь Кваша, творческое общение за кулисами, конец 50-х годов


Управленческая машина перестраивалась совсем не быстро, а с ней невозможно было не столкнуться, создавая государственный театр (других в СССР не было). Но все же Ефремов замахнулся и заставил поверить в возможность шагнуть от идеи к реальности всех тех, кто пошел за ним следом.


Олег Ефремов, Виктор Розов и артисты-участники одного из первых спектаклей «Вечно живые» на поклонах после спектакля, 1957 год


Любому, кто знаком с подробностями того, как и что, преодолевая, становился на ноги «Современник», до сих пор кажется невероятным, что прекрасная утопия не только воплотилась в жизнь, но и стала театром, которому посчастливилось быть интересным людям и сегодня, на седьмом десятке своей истории.


Олег Ефремов, Виктор Розов, общение за кулисами, конец 50-х-начало 60-х годов


Нравственные, гуманистические ценности и попытка поиска новой художественной правды стояли во главе угла замысла Олега Ефремова. Он не обманывал ни себя, ни своих товарищей, ни зрителя. Не лукавил и был предельно честен, не скрывая, что путь может оказаться очень тяжелым. У него получилось. Ефремовский гений победил. Спасибо, Олег Николаевич.          

Автор
Евгения Кузнецова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе