Отражение дружбы

Режиссер Александр Прошкин — о том, как творчество Рустама Ибрагимбекова вырастало из общения.


11 марта пришло трагическое известие: ушел из жизни прекрасный режиссер, сценарист фильма «Белое солнце пустыни» Рустам Ибрагимбеков. Это был сильный, добрый, яркий человек. Очень принципиальный, никогда не юливший, всегда следовавший велению своего сердца.


Но его самое главное качество — быть другом. Кажется, он был рожден, чтобы дружить. У него было огромное количество товарищей. И в этой дружбе он был настоящим творцом с бесконечным полетом вдохновения. Постоянное общение — просто его способ существования. Я даже не представлял, когда он работал, потому что Рустам бесконечно обнимался, выпивал, о ком-то заботился, кого-то принимал, у кого-то сам жил… Вся его литература — и сценарии, и повести, и пьесы — это в некотором роде отражение, следствие этой дружбы.

Мы с ним были знакомы почти полвека. Он окончил Высшие режиссерские курсы, учился там в потрясающей компании молодых людей — один другого ярче, талантливее. На их фоне Рустам совершенно не терялся. Напротив, всегда был в центре внимания. Очень веселый, оптимистичный, легкий человек, для которого жизненные трудности не существовали, он всех притягивал к себе. И поражало то, насколько легко и бодро он шел по жизни, несмотря на очень непростое время.

Моя работа с ним началась с трехсерийного фильма «Стратегия риска». Это был конец 1970-х, когда почти всё творческое в стране оказалось задушено. Но Рустам написал правдивую, точную, жесткую историю о первооткрывателе тюменской нефти, легендарном советском геологоразведчике Фармане Салманове.

Потом, уже в начале 1990-х, Ибрагимбеков как продюсер работал над нашим фильмом «Увидеть Париж и умереть». В стране не было никаких денег. И все-таки это состоялось — целиком благодаря его энергии.

Конечно, за многие годы Рустам изменился — жизнь его сильно тряханула. Я бы сказал, он стал суровее. Но в глубине души остался тем же — светлым, оптимистичным человеком.

Вся его литература — это литература рассказчика. Самый большой талант Ибрагимбекова — создавать ощущение, что это не в кино нам рассказывают какую-то историю, а она просто звучит во время дружеского застолья. Его тексты — это, по сути, такое непосредственное, очень доброжелательное человеческое общение. Он и Георгий Данелия для меня были воплощением потрясающего края — Кавказа.

Сейчас я потрясен, убит, растерян. Для меня уход Рустама — потеря друга, огромного мощного художника. Бесконечно страшно и жалко осознавать, что его нет. Без него осталась пустота…

Автор
Александр Прошкин. Автор — народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, режиссер
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе