«Настало время возвращения клоунов в цирк»

Вячеслав Полунин — о том, почему российская публика отвернулась от цирковых клоунов и как возродить былую любовь к ним.
14–16 декабря в Санкт-Петербурге пройдет IV Международный культурный форум. 
Фото: ТАСС/Интерпресс/Светлана Холявчук


Руководитель секции «Цирк», народный артист России, художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин в интервью «Известиям» рассказал, почему центральной темой секции избрана клоунада.

— Одной из тем секции «Цирк» выбрана клоунада. На сайте форума сказано, что она «является одним из наиболее уязвимых направлений российского циркового искусства». В чем уязвимость клоунады? 

— На сегодняшний день в российском цирковом деле совсем плохо с клоунами: известных имен мало, очень слабенький репертуар, поэтому публика отворачивается от них. Когда я пришел в искусство и заинтересовался клоунадой, в России было 500 клоунов, из них десятка полтора — очень известные. Целые программы клоунады были, например, у Анатолия Марчевского, Андрея Николаева. Потом клоуны из цирка стали уходить на театральную сцену и на улицу. 

Последний всплеск клоунады был в период перед перестройкой. Например, «Лицедеи» проводили множество фестивалей мирового класса, собирали всю молодежь России, интересующуюся клоунадой. Кроме них в это время в стране было около двух десятков великолепных театров клоунады. Но во время перестройки многие из этих театров погибли, не выдержав экономических реалий. 5–10 небольших групп разбежались по всему миру, работают в разных странах, очень много талантливых людей ушло в бизнес и в другие сферы. Жаль, что так получилось: благодаря этим людям сейчас в России мог бы быть настоящий бум клоунады. Сейчас настало время возвращения клоунов в цирк.

— Почему вам так кажется?

— По всему миру появилось много очень сильных цирков с новыми образами, современным языком — цирки «Оз», «Зингаро», «Дю Солей». Во Франции просто цирковой бум. Французское государство помогло сделать школу, направить туда великих педагогов — режиссеров театра и кино, — и цирковое искусство поднялось. Там каждый год выпускается несколько команд с очень интересным репертуаром. Это современные молодые люди, которые высказывают свое отношение к жизни, понимание вещей на языке цирка.

У нас сейчас начал преображаться Росгосцирк, и мы решили подумать, как помочь российскому цирковому искусству, особенно клоунаде, сдвинуться с места. Во-первых, нужен фестиваль клоунов. Сейчас есть один фестиваль у Анатолия Марчевского на Урале, в Екатеринбурге. Но их должно быть намного больше и разнонаправленных, в том числе экспериментальные. Нужно объединять цирковых клоунов с представителями других видов искусства. Во-вторых, нужны школы клоунады. Наша погасла совсем. Мало своих хороших педагогов, а для приглашения специалистов со стороны у цирковых училищ нет средств. В-третьих, необходимы встречи с великими клоунами. На нынешнем форуме будет десяток звезд первой величины: Олег Попов, Джанго Эдвардс, Лео Басси. Мы постарались пригласить всех самых успешных и достойных, чтобы они поделились своим богатством и помогли начать новый этап развития цирковой клоунады в России.

— Олег Попов охотно принял приглашение? 

— Мы с ним общаемся уже несколько лет. Как только я пришел в цирк на Фонтанке, я первым же делом к нему съездил в Германию. Мы обсуждали, как в перспективе сделать его спектакль для гастролей по России. Он с удовольствием во всё включается. Человек уже преклонного возраста, но удивительно активный и радостный. С ним общаться — одно удовольствие. Действительно понимаешь, что он — великий клоун.

На форуме он проведет мастер-класс. Представьте: все клоуны России смогут задать вопросы Олегу Попову! А у них достаточно к нему вопросов. Встретиться с таким человеком — уникальная возможность. 

— Спектакль Олега Попова в итоге появится?

— Сейчас обсуждается один из вариантов. Вполне возможно, что он сыграет премьеру своего спектакля именно в цирке на Фонтанке.

— В программе значится мастер-класс Джанго Эдвардса, известного своим эпатажем. Какие сюрпризы он приготовил для гостей?

— Любая встреча с Джанго — это огромное событие, тем более для клоуна. Своим творчеством он раздвигает границы клоунады. Он провокатор, но даже его жесткие шутки полны любви и добра. После каждого спектакля Джанго вся публика в него влюбляется. Аркадий Райкин говорил, что нужно любить то, над чем смеешься. У Джанго есть этот баланс между любовью, иронией и сатирой.

— Известно, что конкретно он покажет на мастер-классе?

— Джанго сам заранее никогда не знает, что он будет делать. Это просто человек-тайфун: как только он входит куда-то и видит людей — и с ним, и со всеми присутствующими происходит взрыв.

— Планируется создавать полноценные школы клоунов при цирках?

— Такая идея обсуждается с Росгосцирком, потому что это совершенно необходимая вещь. Совсем нетрудно организовать, чтобы цирки выделяли из своей прибыли хоть какие-то деньги на это. О создании фестиваля тоже ведем переговоры с Росгосцирком.

— Еще одна тема форума — поддержка цирковых пенсионеров. Сейчас она развита?

— Совсем слабо. Конечно, люди самостийно пытаются помочь, чем могут. Но поддержки цирковых пенсионеров в организованной форме не существует. И это понятно. Сами цирки пока еще в упадке. Сейчас Росгосцирк понемногу пытается эту ситуацию поменять, кое-что уже получается: начался ремонт зданий, создание новых программ. Понятно, что сначала циркам нужно заработать деньги, чтобы потом на эти деньги помогать пенсионерам. Но, думаю, понемногу это направление всё же будет развиваться уже сейчас.

В цирке на Фонтанке есть специальный отдел по работе и с детьми, и с пенсионерами. Еще мы сотрудничаем с «Упсала-цирком». Там обучают цирковому искусству хулиганов — детей из групп социального риска, — и сейчас они стали прекрасным детским цирком европейского класса. Мы вместе с ними создаем проект «Старики и разбойники», в котором объединяем молодежь и цирковых пенсионеров, которые передают свои знания. Желательно, чтобы этот процесс происходил по всей стране.

— Будут обсуждаться и вопросы цирковой арт-терапии. Популярна ли она в России?

— Два года назад мой московский театрально-культурный центр «Корабль дураков» активно развивал программу «Доктор-клоун». В России появилось достаточно много артистов, которые ходят к детям или престарелым в больницы, общаются с ними и дают представления. Искусство, фокусы и праздники создают хорошее настроение у тех, кто находится в этих заведениях, помогают им выздоравливать. Еще одно направление центра — занятия с пожилыми людьми. Их учат жонглировать, показывать фокусы. Благодаря этому быстро восстанавливаются многие двигательные навыки, да и встреча с искусством всегда ускоряет процессы заживления, потому что у людей появляется положительный настрой.

— Но арт-терапию в России еще предстоит развивать? 

— Конечно, мы только в начале этого пути. В европейских странах и в Америке это направление развито гораздо лучше. Сейчас арт-терапией методами цирка занимаются лишь некоторые активные люди, разрабатывают новые системы. На позапрошлом форуме мы обсуждали эту тему, и даже с тех пор количество людей, работающих в направлении «доктор-клоун», значительно увеличилось. Я убежден, что чем больше будет успешных цирков, тем активнее будет развиваться и это направление. Такие события, как Международный культурный форум, дают возможность всем учиться на примерах активных личностей, которые очень много сделали. Многие люди с удовольствием берут уже опробованные системы и работают по ним. Росгосцирк собирает в этом году на форуме огромное количество людей — и директоров почти всех цирков, и клоунов со всей России. Этот форум станет для цирков России очень значимым событием.

— В рамках форума состоится открытие цирка на Фонтанке после реставрации. Какая будет программа?

— Два дня будет показываться «Особенное парадное представление»: мы вместе с Росгосцирком решили сделать панораму наиболее интересных номеров и программ, обзор достижений цирка. Затем 50 раз в течение трех недель будет идти программа-открытие цирка, которая создана на основе сказки «Золушка». Именно «Золушка» была самым знаменитым спектаклем Цирка Чинизелли на протяжении многих десятков лет. В год 200-летия Чинизелли естественно было бы открыть цирк именно этой рождественской пантомимой. Это будет бал тысячи и одной Золушки у Чинизелли. Каждая женщина должна прийти в платье, которое ей подарила волшебница, и приехать на тыкве (смеется).

— Какими видите перспективы цирка на Фонтанке, который недавно вошел в систему Росгосцирка?

— Такими же, как и изначально. У нас должно быть три главных направления. Первое — показывать достижения русского цирка, все лучшие традиционные программы, которые есть в данный момент. Второе — привозить на гастроли лучшие спектакли изо всех стран, премьеры. Мы постараемся, чтобы каждый год была возможность показывать и русский цирк, и зарубежный. Третье — мы надеемся, что каждый год будем выпускать совершенно новую программу в стилистике современного цирка. Параллельно с этим очень хотим, чтобы у нас была лаборатория творчества, которая позволит собрать людей из разных направлений искусства — балета, музыки, моды, перформанса — и соединить их опыт с цирковым искусством. Что-то мы уже делаем в репетиционных залах в гостинице артистов цирка. Потом, надеемся, появится небольшая арена, где мы сможем результаты наших поисков показывать публике. 

— Ряд цирковых династий недавно уволились из Росгосцирка в знак несогласия с новой политикой руководства компании. Как вы относитесь к реформам, происходящим в Росгосцирке?

— Реформы — это процесс. Сегодня может быть больно, а завтра окажется, что мы от перемен только выиграли. Сразу такие вещи нельзя предугадать.
Автор
Ольга Завьялова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе