Романов и Сапунов -- люди совершенно немедийные, к автопиару и саморекламе совершенно не склонные. Это в них сразу подкупает. «Нашей группе тридцать лет, да, -- кивает Романов.-- Что я чувствую? Да ничего не чувствую. Это не фокус. Фокус в том, что я пошел в школу 50 лет назад. Вот это действительно что-то значит. Для меня».
24 сентября в «Лужниках» группа выступит с симфоническим оркестром. Они редко играют на больших площадках («Мы не стадионная группа», замечает Сапунов), и никогда не играли с оркестром. Я замечаю, что делать симфонические аранжировки песен -- к этому рано или поздно приходят многие рок-группы. «Значит, мы не оригинальны, -- пожимает плечами Романов. -- Вообще-то это идея нашего директора. Он хочет поучаствовать в творческом процессе, а поскольку он деловой человек, то и мыслит масштабно... С этим оркестром мы еще не начинали репетировать, но, правда, играли с ним весной. Оркестр звучит божественно. По тембру это не сравнится ни с какими клавишами!».
Deep Purple с оркестром -- это было ново и дерзко в 1969 году. Последующие симфо-роковые эксперименты навевают скуку. «Смотря как сделать, -- возражает Романов. -- У Metallica, например, драйв не ушел! Все аранжировки на виолончелях построены, гитары наверху, барабаны и бас -- внизу, чтобы мы слышали группу Metallica. Для нас аранжировки делал наш старый друг Александр Слизунов (аранжировщик группы «Цветы». -- Ред.). Это его взгляд на нашу музыку, его стиль не похож ни на какого другого аранжировщика».
От оригинального состава «Воскресения» осталось два человека, Романов и Сапунов. Впрочем, барабанщик Алексей Коробков -- давний соратник: «Я с ним знаком на полгода дольше, чем с Алексеем (Романовым. -- Ред.). Просто мы играли в разных составах, так судьба сложилась».
Тридцатитрехлетний басист Дмитрий Леонтьев -- человек из другого поколения и другой музыкальной тусовки: играл с поп-музыкантами. «Нам важно, чтобы музыкант стилистически точно попадал в нашу музыку, -- объясняет Романов. -- Сколько-то лет назад мы приняли решение играть втроем, Андрей -- на педальном басу. Потом решили, что басист все-таки нужен. Попробовали пригласить крепкого взрослого профессионала. Он знал репертуар, все умел... Но вот не пошло. Нет какой-то, извините, душевности. Потом к нам пришел Дима, человек, как вы говорите, «из попсовой тусовки». На первой же репетиции стало ясно, что он нас всем устраивает... Наверное, обидно звучит слово «попса», а на самом деле мы-то сами кто? Кроме серьезной академической музыки все -- попса: собачьи бега, оперетта, спортлото, группа «Воскресение» -- и ничего в этом позорного нет. Если музыканта называют попсовым, это означает, что он в состоянии своим ремеслом прокормиться. А позорным бывает поведение музыкантов. Или репертуар. То, что называется русским роком, находится в привилегированном положении: никто не диктует репертуар, никто не может заставить играть это, а не играть этого. Но мастерство и муки самосовершенствования не отменяются».
Группа «Воскресение» всегда отличалась профессиональным подходом и нездешним драйвом. А в остальные рок-группы что, брали не умеющих играть? «Нет! -- возражает Романов. -- Люди из кожи вон лезли, чтобы научиться играть лучше всех. Ведь то, что мы делали, было на пике моды. Мода была на гитарную музыку, а все молодежные герои были настоящими виртуозами: Хендрикс, Пол Маккартни, Роберт Плант, Джимми Пейдж... Все наши тянулись за ними. Если у тебя что-то не получалось, ты просто переставал этим заниматься. Это был дарвиновский естественный отбор в чистом виде: не устраивает тебя барабанщик? Все, больше вы не играете. У подпольной самодеятельности не было контрактов и обязательств, слава богу. Это все были приятельские пошумелки. Творческие и коммерческие плоды -- это просто дело случая».
Кстати о случае. Музыканты не хотят загадывать, как и что будет на юбилейном концерте. "Скажешь, что все хорошо, а там какой-нибудь штекер возьмет да отлетит", -- говорит Сапунов. Но как бы обстоятельства не сложились, понятно -- еще раз услышать великие "Кто виноват?" и "По дороге разочарований" не лишнее. Тем более с оркестром.
Александр БЕЛЯЕВ
Время новостей