На последнем остановимся подробнее. Не имея возможности дать за дочерей приданое, отчаявшийся отец собирался отправить их в публичный дом (что в ту пору было неслыханным) или даже сделать таковым собственное жилище. Бедные девушки стали горячо молиться, и вот Господь послал им в помощь священника Николая. Трижды проходил Чудотворец мимо дома этого человека и оставлял у порога мешок с золотом. И отец смог одну за другой выдать замуж всех своих дочерей. Этот эпизод лег в основу западной традиции оставлять в Рождество подарки у дверей, в специально для того вывешенных чулках (В некоторых местах принято оставлять чулки и сапоги у камина, через трубу которого в дом поникает Санта-Клаус или его помощник).
Санта-Клаус художника Хеддона Сандблома, 1931 год. С этого времени началась эра маскарадного, «кокакольного» персонажа, заменившего в сознании многих европейцев и американцев связанный с Рождеством образ реального человека, великого христианского святого – святителя Николая Мироликийского, чудотворца.
Благодарная память
о том,
как святитель Николай
помогал людям
в их бедах
и горестях,
заступался
за обиженных,
делился всем,
что имел,
перешагнула границы
Византии,
стала одной из важных тем
европейского Рождества
Обычай одаривать детей подарками известен в Германии с Х века. Тогда в монастырских школах в день святителя Николая проводили епископские игры: один из учеников переодевался епископом и раздавал подарки однокашникам. В XVI – XVII веке этот обычай окончательно закрепляется в Германии. Теперь святой Николай не просто ходит по домам с мешком гостинцев: он проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв и только после этого вручает подарки. Известен еще один обычай: накануне дня святого Николая дети усердно молятся, причем для учета молитв ведется специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляют за дверь свою обувь, в которой утром они находят подарки. Постепенно на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа святого Николая отошел на второй план, редуцировался до простого волшебника (Синтер-Клааса, Санта-Клауса и т.д.). Однако далеко не везде этот образ отождествляется с новогодним персонажем Дедом Морозом, папа Ноэлем или Вайнахтсманном.
Изображения святого Николая на старинной католической миниатюре (слева) и православной иконе (справа)
С 30-х годов ХХ века Санта-Клаус закрепился в общественном сознании как бренд компании Кока-Кола. С тех пор в ряде стран он окончательно слился с Рождественским дедом. Унифицировалась и форма Санты: красные кафтан, штаны и колпак с белой опушкой. Раньше же «рождественский дед» мог носить глубокую шляпу с широкими полями, штаны до колен и курить трубку, или же быть толстощеким старым кобольдом, как в стихах Клемента Мооре «Посещение рождественского деда».
К сожалению или к счастью, в сознании большинства современных детей нынешний Санта-Клаус никак не связан с образом святителя Николая. Гораздо печальней то, что с «кокаколизацией» символики Рождества сам праздник в большинстве стран Европы для многих утратил свой христианский смысл и превратился в одну большую шоппинговую кампанию.
Автор: МИТРОФАНОВА Алла
Фома