«Как же, как же, читали, знаем…»

Писателю Владиславу Крапивину — 80.
Как он злил учителей, дружил с агентом КГБ и создал удивительный мир для подростков.

Знаменитому российскому писателю Владиславу Крапивину 14 октября исполняется 80 лет. It’sMyCity вспоминает биографию Крапивина, на чьих книгах выросло не одно поколение советских и российских детей. Голодное детство в Тюмени, переезд в Свердловск, первые литературные опыты, конфликты с властями и путь к признанию через упорный труд — жизнь Крапивина иногда похожа на его книги. 

Материал основан на книге Андрея Щупова «Владислав Крапивин. Жизнь замечательных уральцев».



Детство детского писателя

Про детство писателей часто говорят вскользь, но с Крапивиным так нельзя: все-таки он в первую очередь детский писатель, а значит корни его творчества, ключ к его текстам лежит именно там — в первых годах жизни.

Владислав Крапивин родился в Тюмени в 1938 году. Он был третьим ребенком в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных. Его детство пришлось на голодные военные и послевоенные годы. Основным рационом в семье (да и во всем городе) были картошка и капуста. Но люди жили дружно, подкармливали детей друг друга, иногда вместе варили уху.

Несмотря на голод и суровые тюменские зимы, в целом у Крапивина было счастливое детство. Свободное время пролетало в увлекательных детских играх: строили голубятни, ловили рыбу, сражались в шашки, бросали волейбольный мяч. А главное, рядом была мама.

В начале 1942 года отец Славы Крапивина получил повестку в армию. Война пощадила его, но не пощадила семью Крапивиных: Петр Федорович связал свою жизнь с другой женщиной в далекой Белоруссии. Этот горький семейный сюжет потом проявится в произведениях писателя.


Тюмень в 1950-е


Маленький Слава Крапивин выучился читать по «Пушкинскому календарю» и уже лет в пять написал свою, если можно выразиться, первую эпиграмму: «Пашка — какашка, рваная бумажка». Эпиграмма исполняется вслух, после чего, как вспоминает сам Крапивин, члены семьи «принимают педагогические меры воздействия, не проявив дальновидности и не рассмотрев в юном авторе литературного дарования».

В отсутствие отца у Крапивина устанавливаются особо теплые отношения с матерью. Он строит дома шалаши из одеял и, пока мамы нет, разговаривает внутри с ее фотографией. Ежедневное счастье от возвращения мамы было таким сильным, что Крапивин перенес это особое чувство во многие свои тексты. Когда мама как-то раз в качестве наказания за проступок делает вид, что отправит Славу в детский дом, мальчик от ужаса падает в обморок.

4 сентября 1945 года, на следующий день после капитуляции Японии, Слава идет в первый класс школы № 19. Живой мальчик сразу начинает удивлять (а иногда и раздражать) учителей своим чересчур неординарным подходом к знаниям: когда учитель просит рассказать, как лает собака, Слава вместо программного ответа «Ам! Ам!» мастерски повторяет лай всех дворняг, живших по соседству.

В 46-м году у Славы Крапивина появляется отчим — Владимир Эдвинович Кун, «обладатель тяжелого характера, заядлый охотник и бывший боксер». Хотя он оказал влияние на мальчика (в том числе научил давать сдачи), пасынок не смог полюбить его. В то же время, это был неординарный человек, много повидавший в жизни: он помнил царскую Москву, прошел через лагерь ГУЛАГа и лишился на допросе передних зубов, а еще обладал большими знаниями по истории флота и войн. У мальчика и отчима были трудные отношения: став старше, Слава Крапивин даже всерьез подумывал застрелить отчима из ружья, чтобы отомстить за любимую кошку, убитую Куном. К счастью, от опрометчивого поступка Славу отговорила мать.


Слава много читал, а свой первый художественный текст — рассказ о пиратах «Остров приведения» — написал в неполные восемь. Текст маленький писатель создал за пять вечеров, написав его на старых газетах (с бумагой тогда было непросто). Рассказ был презентован соседям и одноклассникам и благосклонно принят.

Вместе со своим другом Пашкой Шадриным, прототипом будущих героев, Слава погружается в мир приключенческих книг: «Остров сокровищ», Жюль Верн, Сергей Григорьев. Живя за тысячи километров от моря, мальчик начинает грезить кораблями и волнами. Он учит названия парусов и корабельные снасти, и знаний хватает, чтобы исправить ошибки в толстовском рассказе «Прыжок» (учительница, правда, этого не оценила и поставила за пересказ «двойку»).

Слава начинает писать стихи, и уже в третьем классе впервые печатается во всесоюзной «Пионерской правде» с «большевистским» стихотворением:

Свергнут царь, и свергнута вся свита,

Не владеть землею паразитам,

Знамя красное ярко горит,

Власть Советов всегда победит.

Жизнь в послевоенной Тюмени потихоньку начинает налаживаться, а Крапивин погружается в мир подростковых игр: футбол, сражения на мечах и шпагах, плавание, путешествия на лодке, запуск воздушных змеев, поиск кораблей. Одним из главных увлечения мальчишек того времени было фехтование — и этот искусство в будущем станет одним из главных атрибутов крапивинского литературного мира. Одно из самых известных его произведений так и будет называться: «Мальчик со шпагой». Во многом повальное увлечение фехтованием было вызвано показом иностранного фильма о Зорро, который добрался даже до провинциальной Тюмени. «На стенах и заборах Тюмени сами собой стали возникать знаки Зорро, из дерева, проволоки и жести мальчишик мастерили шпаги и рапиры, дворы наполнялись звоном сталкивающихся клинков», — пишет биограф Крапивина, уральский писатель Андрей Щупов.

Любимым писателем Крапивина постепенно становится Константин Паустовский, с помощью которого мальчик учится наблюдать за жизнью и подмечать не видимые «обычным» людям мелочи.


После будут драмкружок, посвящение в пионеры, первый пионерлагерь «Сталинская смена», где Слава «работает» фотографом. Новые книги — в первую очередь, «Три мушкетера». Первые подростковые влюбленности — например, девочка-горнистка, про которую Крапивин пишет стихотворение. Вообще стихов у Крапивина все больше, они становятся взрослее и серьезнее, а некоторые и вовсе в то время лучше не показывать:

Радио слушать боишься с утра,

Все друг на друга глядят онемелые,

В каждом углу — шебуршащийся страх.

Родина, родина, что с тобой сделали…

Это 1953 год, незадолго до смерти Сталина, во время «дела врачей». Мама, прочитав стихотворение, требует сжечь листок. В семье всё хорошо понимают про текущее время: как уже говорилось, отчим Крапивина побывал в ГУЛАГе, да и родной отец, Петр Федорович, некоторое время провел в тюрьме по доносу. В «Тюменском комсомольце» печатаются совсем другие Славины стихи — о дружбе, учебе, школьных годах. На первый литературный гонорар, 25 рублей, Крапивин покупает два тома Жюля Верна.

Еще Крапивин рисует — и неплохо. Одну из его картин, панораму Свято-Троицкого монастыря хвалит художник Александр Митинский: «Ты старайся, голубчик. Из тебя может выйти толк». В будущем Крапивин будет иногда сам рисовать иллюстрации к своим книгам.



Студент и молодой фантаст

Слава Крапивин, несмотря на тройки в школьном аттестате, поступает на отделение журналистики факультета филологии Уральского государственного университета. Журналистика, видимо, была наиболее понятным путем к писательской карьере, к которой Крапивин уже осознанно стремился. Он, впрочем, рассматривал и альтернативы: стать капитаном дальнего плавания или педагогом. Но в моряки не пустили врачи, а в пединститут не принимали документы. Так Крапивин стал журналистом, чтобы сделаться писателем. И переехал к месту учебы — в Свердловск.

В институте Крапивин записывается на секцию по фехтованию (позднее он займет второе место на городском первенстве), проходит первую практику в ханты-мансийской газете «Знамя коммунизма», на втором курсе начинает писать первое крупное произведение — повесть «Страна Синей чайки» (он закончит и напечатает ее много лет спустя). Потом пишет рассказ «Камень с морского берега», который затем разрастется до «Тени Каравеллы» — одного из самых знаменитых текстов Крапивина.

Молодой студент снимает с друзьями квартиру на улице Циолковского, где они издают самодельный журнал. Это не классический самиздат, потому как ничего крамольного в нем нет, это скорее такая игра в настоящее, «взрослое» издание. Чуть позднее он сходится с Виталием Бугровым — будущим мэтром уральской фантастики (и отцом Дмитрия Бугрова, который в XXI веке станет ректором УрГУ). Они пеерезжают в комнату на улице Авиационной, потом ко Дворцу спорта. Вместе с друзьями, Бугровым и Леонидом Шубиным, Крапивин создают нечто вроде неформального клуба — «БВР» (Братство Веселого Роджера), членов которого объединяет любовь к классической, приключенческой и фантастической литературе. 

В октябре 1959 года «Вечерний Свердловск» публикует рассказ Крапивина «Восьмая звезда». Именно эту публикацию сам Владислав Петрович считает началом своего литературного пути — длинною, стало быть, уже почти в 60 лет.

На старших курсах Крапивин проходит практику уже в Ленинграде, а под конец учебы сбывается его давняя мечта — он едет в Севастополь, к настоящему теплому морю. Севастополем Крапивин грезил с детства, с момента, когда прочитал книгу Сергея Григорьева «Малахов курган». В будущем Севастополь станем местом действия нескольких произведений Крапивина, а сам писатель будет приезжать в Крым регулярно, он станет его вторым домом.


Владислав Крапивин. 1961 год. 
Фото — «Каравелла»


Очерки Крапивина начинают печатают «Комсомольская правда» (невиданный успех для студента!) и «Советский  журналист». В 1961 году, заканчивая учебу, готовясь к экзаменам, Крапивин параллельно заканчивает первый сборник рассказов и повесть «Я иду встречать брата».

После учебы он идет работать в «Вечерний Свердловск».



Настоящий писатель

В начале 60-х, работая журналистом, Крапивин живет в квартиры у своей старшей сестры на Уктусе. Ему нравится общаться с местными мальчишками, а те в восторге от необычного молодого журналиста: он говорит с ними как с взрослыми, дает им советы, рассказывает интересные истории. Вскоре они начинают регулярно собираться на чердаке дома по улице Прониной, который превращается в подобие штаба. 2 июля 1961 года Крапивин формирует из ребят «морской» экипаж, заводит «вахтенный журнал» и делает в нем первую запись. Так появляется отряд «Бандерилья» — прообраз будущей «Каравеллы».

Жизнь Крапивина в тот период складывается из трех главных дел: журналистики, писательской работы и работы с детьми. Его печатают в «Урале» и «Уральском следопыте», о нем говорят как о перспективном писателе-фантасте. В 1962 году (Крапивину 24 года) выходит его первая книга — сборник рассказов «Рейс «Ориона»» (сейчас этот тираж считается библиографической редкостью). Публикация выводит Крапивина в статус «настоящих» писателей, его приглашают на семинары в Москву, появляется возможность проехаться по стране.


Гонорары Крапивин в основном тратит на поддержку детского отряда, который уже оформляется в организованную структуру, у которого даже есть своя форма. Крапивин собственноручно плетет аксельбанты и шьет погоны, а его племянница Ирина на кухне красит форменные рубашки в оранжевый цвет. В отряде ребята читают книги, учатся правилам этикета (и даже, к зависти сверстников, сдают экзамен в кафе-мороженое «Пингвин»), занимаются журналистикой и фехтованием. С 1964 года «Бандерилья» начинает снимать собственные фильмы на восьмимиллиметровую камеру «Экран». Появляется студия FIGA, которая в будущем снимет немало полупрофессиональных фильмов.

В 1963 году в Москве выходит сборник «Фантастика», где крапивинская повесть «Я иду встречать брата» публикуется под одной обложкой со Стругацкими. Уже ясно, что уральский писатель — заметная величина на всесоюзном уровне.

В 1964 году Владислав Крапивин женится на молодой учительнице Ирине Васильевне — они познакомились на встрече писателя со студентами педучилища. Ирина была самой активной, задавала больше всех вопросов. И самой красивой. Позднее Крапивин будет говорить о ней как о единственной женщине в своей жизни.

Крапивин делает поразительно быструю для молодого советского писателя карьеру: его произведения легко находят место в журналах, а книги выходят одна за другой, и даже гигантское и малоповоротливое издательство «Детская литература» сразу же ставит в план его книгу «Звезда под дождем». Обычно в то время писателям, даже самым талантливым, приходилось ждать годами. Начинаются даже первые драматические постановки его произведений (правда, не профессиональные, а любительские). Писатель начинает сотрудничать с художником Евгением Медведевым, который будет иллюстрировать многие произведения Крапивина.


Фото — «Каравелла»


В 1965 году Владислав Крапивин покидает штатную должность в «Уральском следопыте» и с тех пор работает уже только на себя. У него появляется больше времени для занятий литературой и отрядом, с которым Крапивин путешествует по Прибалтике, ходит в походы и снимает первый полнометражный фильм «Три мушкетера». В 1968 году, сменив несколько названий, отряд получает названия «Каравелла» — и носит его по сей день. Формально он существует как пионерский отряд — конечно, в СССР представить себе частную детскую организацию было невозможно. Тем не менее, «Каравелла» старается минимизировать идеологическую составляющую, она больше похожа на отряд бойскаутов. На первый план в «Каравелле» выходит не коммунистическая идея, а дружба, верность товарищам, совершенствование личных навыков, жажда приключений. 

В 1968 году Крапивина, лейтенанта запаса, неожиданно призывают на Дальний Восток, где происходит обострение советско-китайских отношений. В походных условиях Крапивин умудряется дописывать «Тень каравеллы», ставшую первым бестселлером писателя.

В конце 1960-х, когда оттепель в стране подошла к концу, у «Каравеллы» начались серьезные проблемы. На отряд наслали комиссии проверяющих, его публично критикуют, Крапивина вызывают в партийные кабинеты. Отряд оказывается на грани роспуска, Крапивин пытается защищать его в Москве, и в конечном счете ему удается добиться покровительства газеты «Правда» и журнала «Пионер». Борьба с внешним врагом только укрепляет отряд, победа над бюрократами окрыляет, и после очередной поездки в Ригу «Каравелла» приходит к логичному решению: настало время создавать собственный парусный флот.


Фото — «Каравелла»


На юнкоровские гонорары ребята покупают первую разборную яхту, и с 1970 года начинают на практике изучать морское дело. Первое плаванье проходит на Нижне-Исетском пруду, а чуть позднее «Каравелла» переберется на Верх-Исетский пруд.



Знаменитый литератор

К началу 1970-х Крапивин уже всесоюзная знаменитость. Его книги выходят в ГДР, он отправляется в Германию и на полученный гонорар он покупает в европейском букинистическом магазине старинные морские карты. Потом отправляется на Кубу. В вет выходит «Мальчик со шпагой» — книга современная, даже злободневная (многие увидят в ней отсылку к событиям в Чили). «Тень Каравеллы» публикуется дополнительным 100-тысячным тиражом, а сам Крапивин получает премию Ленинского комсомола. Ее денежную часть Крапивин тратит на строительство нового судна для «Каравеллы» — стилизованного под старину гафельного тендера «Дик Сэнд». Многие специально приезжаю на Верх-Исетский пруд посмотреть на необычную яхту. Центральное телевидение снимает девятисерийный фильм «Мальчик со шпагой».

У Крапивина растет сын Павел, который, конечно, тоже становится членом «Каравеллы». Владислав Петрович успевает и с семьей, и с отрядом, и с книгами, которые выходят из-под его пера с пугающей для издателей скоростью. Герои, истории, характеры Крапивин черпает из окружающей его жизни, члены «Каравеллы» становятся прототипами персонажей повестей и романов. Крапивин — настоящий трудоголик: в его жизни не было периода, когда он бы взял паузу и почивал на лаврах.


Отряд «Каравелла». 1984 год.
Фото РИА Новости


В 1978 году, к 40-летию своего Командора, «Каравелла» чуть не гибнет: в ветхом здании отряда на улице Пронина, где отряд находится уже почти 20 лет, происходит потоп. Проводить занятия становится негде. Целый флот яхт приходится подарить родственному отряду «Алый парус». Лишь спустя некоторое время с помощью собкорра «Пионерской правды» на Урале и ветерана «Каравеллы» Сергея Цымбаленко отряд находит новое временное помещение на улице Добролюбова. Возобновляются съемки фильмов (в одном из них снимется будущий певец Сергей Бобунец), снова проходит парусная практика, а к 1980-му году «Каравелла» перебирается в пустующее помещение детского клуба на Мира, 44. Художник Евгений Пинаев расписывает стены кораблями, чайками и волнами. Вскоре Крапивин получит педагогическую награду — знак «Отличник народного просвещения РФСФР», который на время станет оберегом от нападок недоброжелателей «Каравеллы».

Трения с властями у «Каравеллы» периодически случаются, недоброжелателей у Крапивина хватает, тем более что он и сам иногда в печати критикует советских педагогов за их чересчур дуболомные методы. Но порой, познакомившись с Крапивиным и «Каравеллой» ближе, даже партийные чиновники или сотрудники госбезопасности вставали на сторону писателя. Так было с сотрудником КГБ Аркадием Шпетным, который пришел домой к Крапивину по анонимному доносу: писатель, мол, проповедует детям «антисоветчину». Однако Шпетный, прежде чем прийти к Крапивину, прочитал несколько его книг и пришел к выводу, что тот «приобщает детей к ценностям исключительно добрым и вечным». Разговорившись, писатель и КГБ-шник обнаружат, что у них много общих интересов (например, фехтование), и чекист станет одним из друзей «Каравеллы»: будет даже исполнять баллады на праздниках отряда. Позднее под влиянием Крапивина он и сам начнет писать книги, а в сложные для «Каравеллы» времена будем помогать ей удержаться на плаву.


В 1981-м году Крапивин и его друг Бугров придумывают идею приза для русскоязычных писателей-фантастов. Так рождается контур будущей «Аэлиты», эскиз будущей статуэтки набрасывает Владислав Петрович. Название сначала принимается как рабочее (в то время оно казалось слишком уж затертым — было много таких ресторанов, кафе и клубов), но затем прижилось как постоянное.

В 1981 году умирает мать писателя — Ольга Петровна Крапивина. На ее похороны собирается вся «Каравелла» — женщина была знакома всем ребятам и любима ими, ее называли «Командором № 2». Ольгу Петровну хоронят на Широкореченском кладбище, надгробный камень выполняют по эскизу художника Евгения Пинаева — на нем изображена женщина, держащая в руках маленький кораблик. В вышедшей вскоре повести Крапивина «Сказки Севки Глущенко» есть такие строки: «Мама сдержала слово. Она умерла, когда Севка стал совсем взрослым, даже пожилым, и у него самого были дети. Но в тот горький день, когда у мамы разорвалось сердце, Севка опять почувствовал себя маленьким, потерявшимся в страшном городе под черным небом…».

В 80-е выходят очередные «золотые» произведения Крапивина — «Журавленок и молнии», «Трое с площади Карронад». Владислав Петрович работает над масштабным романом «Острова и капитаны». В 1984-м Крапивин получает новую награду — орден Трудового Красного Знамени. Его вручает первый секретарь обкома КПСС Борис Ельцин. «Как же, как же, читали, знаем…», — говорит он, обнимая писателя.



Крапивин в новой России

К 1990 году Владислав Крапивин формально отходит от руководства «Каравеллой», передав ее младшим командирам, но продолжает много и плодотворно писать. Выходит цикл фантастических, уже совсем не детских повестей о Великом Кристалле — это метавселенная, имеющая форму кристалла, каждая грань которого является отдельным миром. Лишь дети имеют возможность проникать из одного параллельного мира в другой, а берегут детей Хранители — Командоры. Конечно, это довольно точная метафора всей крапивинской жизни. Хотя мир в книге вымышленный, это остросоциальная фантастика, в которой поднимаются проблемы произвола, насилия над детьми, беспризорников и т.п.


«Каравелла» формально существует в виде пионерского отряда, и роспуск пионерии наносит очередной удар по детскому клубу. На время «Каравелла» опять прекращает свое существование, но вновь поднимается со дна, на этот раз под руководством Ларисы Крапивиной — воспитанницы отряда и снохи писателя. Лариса возглавляет «Каравеллу» по сей день. В 1990-е отряду приходится отбиваться от чиновников, бизнесменов и бандитов, которые не прочь забрать себе недвижимость на улице Мира. В конце концов при помощи замглавы Кировской районной администрации Григория Магараса «Каравелле» удается оформить бесплатную аренду помещения и даже выбить бюджетные ставки для двух педагогов.

Беспокойное время отражается в новых текстах Крапивина — «Бронзовом мальчике» и «Корабликах». Последний текс напоминает антиутопию: в них государство ведет охоту за беспризорниками, сгоняет их в тюрьмы-интернаты или даже расстреливает по ночам.

В смутное время многие книги Крапивина начинают печатать по-пиратски, а официальные тиражи сильно уменьшаются, поток гонораров становится меньше. Дефолт 1998 года сжигает небольшие сбережения Крапивина: всю жизнь он тратил деньги на «Каравеллу» и ее яхты, мало что сохранив для себя и семьи. Тем не менее, писатель продолжает работать над новыми и новыми произведениями. Среди прочего, выходит «Фрегат «Звенящий»» — уникальный беллетризированный учебник по кораблестроению. В Нижнем Новгороде публикуется 14-томное собрание сочинений Крапивина.


Владислав Крапивин подписывает книги.
Фото — «Каравелла»


В 2007 году пожилой Владислав Крапивин принимает приглашение тюменского губернатора Владимира Якушева вернуться в родную Тюмень. Власти выделяют ему пятикомнатную квартиру в хорошем доме для профессуры, он получает степень почетного профессора университета, предложение вести литературный курс и возможность трудиться без оглядки на материальные затруднения. В Тюмени начинается работа по созданию музея Крапивина. Вернувшись в город своего детства, Крапивин пишет повесть «Дагги-Тиц». Она, как и многие другие поздние произведения, некоторыми читателями встречается в штыки: «ранний» Крапивин был радостным, легким, а с возрастом его тексты стали более тяжелыми, мрачными, пессимистичными. Сам писатель отвечает, что ведь и время изменилось: он уже не может писать лучезарные тексты, вроде «Оруженосца Кашки», когда видит по телевизору «озверелых взрослых с дубинками и автоматами».


Лариса Крапивина.
Фото Znak.com


В Тюмени Крапивин проживет шесть лет, но в 2013 году решит все же вернуться в Екатеринбург. Там дети и внуки, там все-таки прошла большая часть жизни, там «Каравелла». Тем более, в столице Урала Крапивин селится прямо на берегу Верх-Исетского пруда, где летом полно парусов и мачт. «Прямо Севастополь», — радуется Крапивин. Региональные власти были рады возвращению мэтра: ему присвоили звание Почетного гражданина Свердловской области, а «Каравелла» в 2018 году получила в свое распоряжение великолепный отремонтированный особняк на улице Февральской Революции.


80-летие Владислав Крапивин встречает в Екатеринбурге. Его «Каравелла» чувствует себя, пожалуй, увереннее, чем когда-либо. Его книги продолжают издаваться и раскупаться огромными тиражами. Владислав Петрович в силу возраста уже нечасто покидает свою квартиру на ВИЗе, зато любит смотреть на пруд через подзорную трубу, установленную на балконе — как на капитанском мостике корабля. А если получается прогуляться в теплое время, то Крапивин идет на Малый Конный полуостров. Там базируется флотилия парусников отряда «Каравелла», в котором воспитывается очередное поколение мальчишек и девчонок. Они не только будут знать названия парусов и уметь фехтовать — у них будет особый, крапивинский взгляд на жизнь.


По материалам книги Андрея Щупова «Владислав Крапивин. Жизнь замечательных уральцев», вышедшей в Екатеринбурге в издательском доме «Сократ» в 2017 году. 

Автор
I'MC
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе