Госпремия в области хулиганства

Чему обязана славой “Инновация”?

О вкусах, как говорится, не спорят. А искусство не имеет каких-либо универсальных критериев: мол, вот тут искусство, а там не искусство. Самый авторитетный искусствовед и цензор сидит в каждом из нас — все-таки в свободной стране живем. И, наверное, справедливо утверждать, что нет плохих художников, плохих авторов — есть люди, которым не нравятся их творения.

А современное искусство — это вообще отдельная песня. Некоторые его форматы и замыслы так же обескураживают, как и вопрос ребенка: “Папа, а где заканчивается космос?” На этот вопрос может быть один ответ: “Не знаю”, — но это как бы и не ответ. Поэтому у каждого из нас космос заканчивается там, где заканчивается собственная фантазия.

Так и бродят посетители всевозможных биеннале между причудливыми инсталляциями и эпатажными перформансами в надежде разгадать тайный смысл увиденного. И если воображение наотрез отказывается принимать кусок чего-нибудь странной формы за искусство, рядового посетителя начинают мучить комплексы. Мол, не зря же эту штуковину приволокли в “Помпиду”, это я, дурак, наверное, отстал от жизни!

Вот и я не могу понять, почему известное слово из трех букв, написанное на заборе, никогда не считалось искусством, а фаллос, нарисованный на Литейном мосту в Питере арт-группой “Война”, номинирован на государственный конкурс “Инновация”. Возможно, люди сведущие меня пристыдят, как сельского юношу, и даже будут цокать языками, но я говорю честно: не понимаю.

Допустим, в современном искусстве я профан, но ведь конкурс называется “Инновация”. А в чем “инновационность” изображения мужского полового органа, мне тоже не понятно. Фаллос во всевозможных формах запечатлели еще древние культуры Южной Европы, Америки, Японии, Ближнего Востока… Единственное, чего тогда не было, — это разводных мостов и ФСБ. Ну это, уж простите, тоже не инновация в нашей жизни.

Кстати об “Инновации”. Этот конкурс в области современного искусства был учрежден еще в 2005 году Министерством культуры РФ и Государственным центром современного искусства. До номинирования на конкурс арт-группы “Война” с ее акцией “Х.й в ПЛЕНу у ФСБ” в широких кругах про “Инновацию” никто не знал, да и в художественной среде конкурс никогда не считался особо престижным.

Зато теперь “Инновация” на слуху, так что получается, что конкурс своей славой обязан… мужскому половому члену. Полагаю, что к следующему году организаторам следует подумать о новой символике и изготовить соответствующие призовые статуэтки. Вне зависимости от того, победит питерский фаллос или нет.

Немаловажная деталь: арт-группа “Война” поначалу вообще отказывалась от участия в конкурсе, о чем свидетельствуют записи на ее официальном сайте. Но искусство, как известно, принадлежит народу, поэтому “Х.й в ПЛЕНу у ФСБ” так и остался в плену номинации “произведение визуального искусства”. И пока такие, как я, сомневаются в гениальности этого произведения, PR конкурса не буксует.

Вся эта история не стоила бы и гроша, если бы премия не была государственной. Ведь, по сути, государство уже признало творение “Войны” хулиганством. А за хулиганство, как мы привыкли считать, премии не вручают. По крайней мере до сих пор не вручали…

Получается, что государство одной рукой высекло “Войну”, а другой — хочет погладить по голове. Да еще и за акцию, которая откровенно направлена против него самого (потрудитесь расшифровать хотя бы аббревиатуру ПЛЕН в названии). Конечно, отечественная история знает много эпизодов, когда в глазах государства негодяи становились героями, но одновременно называть их и “героями”, и “негодяями” — это абсурд.

С одной стороны, происходящее свидетельствует о том, что у нас нет цензуры, а с другой — что искусство (ведь государство признает акцию таковым!) наказуемо. И от этого легко сойти с ума…

«Московский Комсомолец»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе