21 октября 2010 ● Кирилл Решетников
Знаток уголовного фольклора Александр Сидоров объяснил газете ВЗГЛЯД, что такое «блатное» творчество и в чем его ценность
Жанр, который принято называть блатной песней, имеет в России двоякий статус – с одной стороны, он считается низким и резко противопоставляется образчикам истинной культуры, с другой – очевидным образом принадлежит к национальному культурному наследию и питает творчество многих уважаемых артистов.
В новой книге Александра Сидорова «Песнь о моей Мурке» прослежена увлекательная история самых известных блатных шедевров. В интервью газете ВЗГЛЯД автор рассказал о специфике «неправильного» народного творчества.
ВЗГЛЯД: Среди образованных людей можно встретить как горячих поклонников классической блатной песни, так и тех, кто предает ее анафеме. В чем, по-вашему, причина активного ее неприятия? Людям претит криминальная аура, или дело в эстетических предпочтениях, исключающих любовь к песням этого типа?
Александр Сидоров: Невежество – мать всех пороков. Причина в незнании и непонимании. У человека, который понимает, что это на самом деле такое, не возникает проблем с восприятием. Понимала, в частности, интеллигенция, которая побывала в лагерях. Как я уже писал, эту песню пропагандировали не столько блатные, сколько интеллигенты. А те люди, которые судят об этом предмете сейчас, зачастую его просто не знают. Не знают корней этой песни, всего того, с чем она связана, ее народных истоков. Да к тому же еще переносят на песню свое отношение к ее не всегда удачным исполнителям.