Эх, дороги… Сезонные заметки о надоевшем

Старая шутка про две вечно актуальные проблемы России, дураков и дороги, хочешь не хочешь — вспоминается каждую весну. Бог с ними, с дураками, — с ними не так часто приходится сталкиваться. А вот дороги...

Отъезжаешь чуть более ста километров от Москвы — и начинается: дыры в асфальте, ямы, колдобины. Водители занимаются фигурным вождением, только музыки не хватает: готовая новая олимпийская дисциплина. Как же бороться с катастрофическим состоянием дорог? И можно ли бороться? Боюсь — это вопрос риторический.

В селах дорог толком нет вообще — жидкое месиво из грязи со снегом. Многие деревни уже давно перешли на самообеспечение — дороги делаются или латаются за счет самих же жителей. Хочешь хорошую дорогу — сдавай деньги. Вызывается техника, закупаются материалы — можно ездить. Реальная проблема в том, что отнюдь не все жители согласны платить за дорогу: «Да ко мне, дочка, разве что раз в неделю сын продукты привозит, зачем мне дорога ваша». Бабушка, конечно, не берет в расчет экстренные обстоятельства — случись что, и скорая помощь вряд ли проедет до её дома по дороге-болоту.

С другой стороны, какой с пенсионерки денежный спрос. Вот и платят в результате за дорогу московские дачники да пара сознательных из местных — и то хорошо. В новостной ленте часто встречаются рассказы о бизнесменах, которые покупают деревенские дороги, а потом перекрывают их шлагбаумами, ограничивая въезд неугодных. Или вот недавно: вологодский бизнесмен построил прямо посреди проезжей части магазин — а что? дорога-то моя. А ведь инициатива-то, в общем, могла бы сослужить хорошую службу, обернись она к жителям лицом, а не шлагбаумом.

В областных городах ситуация вообще катастрофическая. Естественно, дорогами занимается местная администрация, вернее должна заниматься. Каждую весну одинаковая картина: провалившиеся ямы в местах прошлогодних заплат. Машины ползут через город со скоростью черепахи, разгоняясь на лежачих полицейских — они хотя бы без ям. Водитель автобуса Москва-Кольчугино шутит: «Ну, к осени залатают». Шутка горькая и даже выстраданная.

В прошлом году, после того как местные власти два месяца не заделывали дыры на дороге, водители автобусов решили последовать модному нынче протестному поветрию и вышли на митинг. «Постояли-пошумели, — рассказывает шофер, — да и разошлись. Нам никто ничего сделать не пообещал, ничего не изменилось. В отместку тоже никто из наших с работы не ушел — куда идти-то? А вот начальство занесло активистов в черный списочек, думаете, им приятно было?» В этом году водители на митинг идти не собираются.

Другой водитель-таксист, подвозивший меня в деревню, был настроен более оптимистично. «Если я попадаю в яму, то сразу вызываю гаишника, ущерб пусть фиксирует». А и правда, — подумала я и посмотрела на досуге требования ГОСТа Р50597-93, который содержит в себе требования к состоянию автомобильных дорог: предельные размеры ям на дороге не должны превышать пятнадцати сантиметров по длине, шестидесяти сантиметров по ширине и пяти сантиметров по глубине. Напоминает объявление в метро о требуемом размере багажа, «сумма измерения которого по длине и ширине не должна превышать…»

То есть, если глубина колдобины на дороге превышает 5 см, то в поломке машины будут виновны дорожники. Вызываем инспекторов ГИБДД, чтобы они зафиксировали ДТП и указали размеры ямы, а потом с этим протоколом идем в суд с претензией к дорожникам. Как легко и замечательно! Но… оказывается не все так просто — недостаточно заехать в яму, надо еще доказать, что вы заехали туда правильно. Согласно п.10.1 ПДД РФ, «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнений требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Вот так. Если вы вовремя не затормозили, значит — были «не в состоянии» обнаружить опасность: неверно выбрали скорость движения, не учли метеорологические условия, были невнимательны и т. д. И вообще, ваше состояние внушает тревогу: вы хорошо спали? В нарушении пункта 10.1 ПДД РФ вас будут упрекать все, начиная от ГИБДД и заканчивая дорожными службами. Доказать, что опасность для движения (яма на дороге, открытый люк и т. п.) возникли на дороге внезапно — практически невозможно.

Единственная наиболее вероятная ситуация, при которой вы сможете что-то доказать — лужа на дороге, закрывающая яму. Но и тут надо проделать все согласно правилам, «подвести доказательную базу», так сказать: собрать свидетелей, сфотографировать место происшествия с разных направлений, составить схему, бегать, суетиться, не допуская при этом ошибок. Многие ли станут связываться? Не думаю.

Отстаивать свои права можно и даже нужно, но когда шансы на успех столь невелики… Надо быть настоящим «железным человеком», чтобы все выдержать и выйти победителем, сжимая в руке выстраданный возмещенный ущерб. Обычно мои знакомые автолюбители на вопрос, как они собираются поступать, если машина попадет в яму и получит «ранения, несовместимые с дальнейшим передвижением», отвечают: «В шиномонтаж — и все». Как тут не воскликнуть с поэтом: «Край родной долготерпенья, Край ты русского народа»!

Что ж, как бы ни было печально состояние российских дорог, будем бдительны, будем стараться обеспечивать «постоянный контроль над движением транспортного средства».

Лишь бы — помните мультик «Паровозик из Ромашкова»? — за всеми этими ПДД и ГОСТами, в постоянной бдительности и контроле дорожной ситуации нам не пропустить саму весну.

Текст: Мария Строганова

Татьянин день

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе