Сегодня отмечает свой 80-й день рождения замечательный актёр Александр Парра.
Сейчас он крайне редко появляется на публике, а в конце 1960-х, когда на экраны вышел фильм Евгения Матвеева «Почтовый роман», популярность актёра трудно было переоценить. Его узнавали на улицах, за автографом артиста выстраивались целые толпы, билеты на спектакли с его участием в Театр русской драмы имени Леси Украинки было не достать. Роль лейтенанта Шмидта принесла ему всенародную любовь, но при этом на долгие годы рассорила с режиссёром, благодаря которому Александр Парра прославился.
Александр Парра очень давно не даёт интервью и не выходит в свет. Известно лишь, что он продолжает работать в театре «Сфера» актёром и режиссёром. Впрочем, даже на пике своей славы он не слишком часто соглашался на разговор с журналистами. Ему жалко было тратить время на беседы, если нужно так много успеть в жизни и в профессии. И всё же избежать общения с представителями прессы не всегда удавалось, благодаря чему и появилась у поклонников Александра Парры возможность узнать о любимом актёре чуть той больше информации, чем содержится в официальных источниках.
Он был подростком, когда родители приняли решение переехать из Грузии, где он родился и рос, на Украину. К этому времени Александр Парра уже не раз заявлял отцу с матерью о своём желании стать актёром, но они и слышать об этом ничего не хотели, считали, что он должен получить более мужскую профессию, а не кривляться всю жизнь на сцене. Однажды семья отдыхала в деревне, и Александр снова заговорил о том, что в будущем видит себя актёром.
Родители в очередной раз высказали своё категорическое несогласие, подросток убежал под ивы у небольшой речки, а в своем дневнике огромными буквами написал: «Я буду актёром». И после окончания школы вопреки протестам отца и матери поступил на актёрский факультет Киевского института театрального искусства. Получив диплом, он тут же подал документы на режиссёрский факультет того же вуза.
Уже на четвёртом курсе актёрского он стал выходить на сцену Киевского ТЮЗа, когда учился на режиссёрском, перешёл в Театр русской драмы имени Леси Украинки, где прослужил 9 лет. Театр всегда был для Александра Парры главным делом в жизни. Он был уверен, что в театре всё гораздо сложнее, чем в кино, ведь на сцене у актёра нет права на ошибку, нет возможности вернуться на несколько шагов назад и переснять дубль. К тому же, по мнению актёра, театр требует куда больших затрат сил и энергии.
Александр Парра всегда относился к профессии с огромным уважением. Для него не существовало больших или маленьких ролей. Он был уверен: актёр в театре говорит о глубине человеческой души, а режиссёр – выражает взгляд на мир. Наверное, именно поэтому он и решил получить две профессии, чтобы говорить о душе и создавать цельность видения картины мира. На сцене он сам воплотил множество прекрасных образов. В Театре имени Лечи Украинки он играл Отелло в одноименной постановке по Шекспиру и Хосе в спектакле «Интервью в Буэнос-Айресе» по Генриху Боровику, поставил «Как важно быть серьёзным» по Оскару Уайльду и сам исполнил в постановке роль Джона Уординга.
Когда в театре ставили «Вечерний свет» по пьесе Алексея Арбузова, драматург, увидев актёра на сцене, стал активно агитировать Александра Парру переезжать в Москву. Принять окончательное решение ему помог Андрей Гончаров, главный режиссёр Театра имени Маяковского, благодаря которому актёр получил прописку в столице. На сцену Театра имени Маяковского Александр Парра выходил в течение 9 лет. Очереди за билетами на спектакли с его участием выстраивались с ночи, зрители очень любили актёра, а он благодарил их каждый раз своей вдохновенной игрой.
Конечно, поначалу Александру Парре в Москве было довольно сложно. По его словам, дольше всего он привыкал к столичной расчётливости и прагматизму. Зато в труппу он вписался сразу, не было никаких притирок и конфликтов, коллеги его приняли и не пытались самоутвердиться за его счёт, делились секретами, помогали освоиться. Очень тёплые отношения сложились у Александра Парры с самим Андреем Гончаровым. На манеру главного режиссёра эмоционально кричать на актёров во время репетиций, Александр Парра реагировал очень спокойно. Он сразу понял: у Гончарова такой стиль руководства, и его надо либо принимать, либо сразу искать себе место в другом театре.
В Театре имени Маяковского познакомился актёр и со своей будущей женой Норой, заведовавшей труппой. До этого он уже был женат на актрисе Тамаре Королюк, но брак с ней распался ещё в середине 1980-х. Однажды в театре он вошёл в комнату без окон и посредине увидел девушку, вокруг головы которой словно светился нимб. Игра света заставила Александра Парру застыть в изумлении с открытым ртом. Когда же девушка заговорила с ним, он влюбился. И с тех пор с ней ре расставался. Супруги вместе воспитали двоих дочерей, дочь Норы от первого брака, и их общую дочь. Обе они закончили иняз и работают по специальности.
В 1989 году Александр Парра Перешёл в Московский театр «Сфера», где служит до сих пор. Здесь он был уже не только актёром, но и режиссёром, смог реализовать множество собственных проектов на театральной сцене. Многие постановки Александра Парры до сих пор идут в «Сфере», показывают их и в других городах. Он поставил «Нахлебника» по Тургеневу, «Романтический возраст» по Милну, «Записки сумасшедшего» по Гоголю и другие спектакли.
Сниматься в кино Александр Парра начал ещё в то время, когда учился на режиссёрском факультете Киевского института театрального искусства. Дебютировал он в ленте «Планета надежд» в 1967 году, после сыграл разведчика в картине «Свадебные колокола», а в 1969 году его пригласил на главную роль в свой фильм «Почтовый роман» Евгений Матвеев. В то время Александр Парра жил ещё в Киеве и постоянно летал в Крым, где проходили съёмки. Герою актёра лейтенанту Шмидту по сценарию было уже 40 с лишним лет, когда самому Александру Парре – всего 26. Поэтому его внешность слегка изменили: выбрили лоб, заставили отрастить усы и эспаньолку.
Работа была сложной, Александр Парра внимательно изучал биографию морского офицера Петра Шмидта, читал его любовный роман в письмах и воспоминания о нём сына. Актёр просто сроднился со своим героем, поэтому желание режиссёра пригласить на озвучивание вместо него другого актёра воспринял крайне негативно. И Александр Парра буквально настоял на собственном участии в озвучивании, а Евгений Матвеев из-за этого был очень недоволен. Настолько, что отказывался общаться с актёром на протяжении девяти лет. Александр Владимирович и сегодня уверен в том, что поступил тогда правильно, однако в то время ссора с режиссёром, конечно, не давала ему покоя.
Александр Парра в фильме «Почтовый роман». / Фото: www.kino-teatr.ru
Однажды актёр приехал на «Мосфильм» на озвучивание очередного фильма, в котором снялся, и, вышагивая по коридору киностудии в перерыве, увидел на кабинете табличку с надписью «Е. Матвеев». Он решил проверить, висит ли у режиссёра в кабинете афиша «Почтового романа». Александр Парра толкнул дверь, даже не подумав о том, что Евгений Матвеев может оказаться на месте. Евгений Семёнович сидел спиной к двери, а рядом с ним стояла какая-то женщина. Они оба обернулись на звук открывшейся двери, режиссёр вдруг громко закричал: «Саша!», – и бросился к актёру, изрядно напугав свою собеседницу.
Впрочем, сам Евгений Семёнович тоже был изрядно удивлён, но это было очень радостное удивление. Перед тем, как Парра открыл дверь, режиссёр вместе с помощницей как раз рассматривал фотографию актёра. Примирение стало облегчением для обоих, ведь и сам Александр Парра, и Евгений Матвеев тяготились ситуацией. Конечно, они не думали об этом постоянно, однако сам факт неразрешённого конфликта был неприятен обоим. Позже режиссёр пригласил актёра в свой фильм «Особо важное задание», и инцидент был окончательно забыт.
Александр Парра не так много снимался в кино, как мог бы, однако успел сыграть немало ярких ролей, которые запоминались надолго и очень нравились зрителям: командир подводной лодки, военком Тропин, начальник геологической экспедиции Аскеров, отец Никон. Всех их отличала активная жизненная позиция, честность, верность долгу. А эти качества всегда были присущи и самому актёру. И сегодня он не изменил своим принципам. Александр Парра давно не снимается в кино, но всю жизнь он хранит верность театральной сцене, отдаётся целиком делу, которое когда-то выбрал.