Александр Ширвиндт: «Театр — сборище милых несчастных людей со случайно счастливой судьбой»

19 июля исполняется 90 лет со дня рождения Александра Ширвиндта.
В историю отечественного кино Александр Ширвиндт вошел как характерный, комедийный артист
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.


Александр Ширвиндт прожил очень долгую жизнь: его не стало несколько месяцев назад, в 89 лет. Он пережил почти всех своих друзей. Миронова, Папанова, Аросеву, Гурченко, Державина, Высоцкого, Арканова, Гафта, Гердта, Марка Захарова, Валентина Плучека, Галину Волчек, Григория Горина, Гагарина и Титова (а он много общался и с ними тоже). Под конец жизни оставались только обожавшие его ученики и зрители, - но ни друзья, ни ровесники. Наверное, ему было одиноко, но он старался не показывать вида, прячась за маской непрошибаемой иронии. Только книги (а их вышло у него несколько) начинал со слов вроде «Это робкая попытка автонекролога». Очень сдержанно жаловался на то, что каждый раз, говоря о своих приятелях, употребляет выражение «ныне покойный» - «ныне покойный Рязанов, ныне покойный Державин». Умирали все, даже сантехники, годами менявшие в его доме раковины и чинившие трубы, а собственная старость никак не кончалась. Ширвиндт начинал казаться бессмертным, и когда в марте этого года он умер, для многих эта новость стала шоком.


Кадр из фильма "Она Вас любит"


А появился на свет он в знаменитом московском роддоме имени Грауэрмана на Арбате. Детство свое называл счастливым (хотя на него пришлась война, из-за которой семья была эвакуирована на Урал). Отец-скрипач пытался и сына научить играть на скрипке, но вылилось это только в шесть лет мучений (впрочем, потом в спектаклях Ширвиндт мог извлекать из инструмента какие-то звуки). Учился в одной из лучших московских школ, где его одноклассниками были сыновья партийных шишек (сам Ширвиндт попал в нее случайно, просто в силу того, что жил в районе, к которому эта школа относилась). По окончании школы выбирал между актерством и юриспруденцией, и, к счастью, выбрал актерство. Окончив училище имени Щукина, сразу же сыграл большую роль в комедии «Она вас любит», где его партнером был Георгий Вицин.


Кадр из фильма "12 стульев"


А потом был огромный перерыв в кино — если не считать милого эпизода в комедии «Приходите завтра» и роли в забытом молдавском фильме «Атаман Кодр» (его снимал прекрасный режиссер Михаил Калик, но вовсе не благодаря «Кодру» он остался в истории кино; у Ширвиндта сохранилось в памяти только то, как он на съемках седлал коня и по 12 километров галопом мчался в соседний поселок за выпивкой). Все силы отнимал театр, где молодой Ширвиндт исполнил десятки ролей. Сначала это был «Ленком» (еще не захаровский), потом Театр на Малой Бронной, и, наконец, Театр сатиры, с которым имя Ширвиндта было связано на протяжении пяти с лишним десятилетий. Только в конце 60-х он вернулся на экран, сыграв в фильме «Еще раз про любовь» и не потерявшись на фоне солировавших там Татьяны Дорониной и Александра Лазарева.


Кадр из фильма "Трое в лодке, не считая собаки" 


В историю отечественного кино он вошел как характерный, комедийный артист. На самом деле, его главные кинороли можно перечислить по пальцам: в основном Александр Анатольевич снимался в эпизодах. И к нему намертво пристала маска ироничного, вальяжного, зачастую циничного и эгоистичного, почти равнодушного к чужим людям человека. Таким он был в «Вокзале для двоих», в «Отпуске за свой счет», в «Зимнем вечере в Гаграх», в «Самой обаятельной и привлекательной», в «Миллионе в брачной корзине». Конечно же, он был способен на большее (и мечтал о роли Ставрогина в «Бесах», которую сыграть так и не довелось). Конечно же, он был более умным и тонко чувствовавшим, чем большинство персонажей, которых довелось играть перед камерой. Но и таким Ширвиндта полюбила вся страна.


Кадр из фильма "Самая обаятельная и привлекательная"



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Все будет хорошо, все кончится печально»

* Сейчас такое невыносимое количество звезд, что это уже не небосклон, а огромная помойная яма космоса. И, главное, эпитеты какие употребляют. «Великий» теперь просто тьфу, раз плюнуть. Но если говорить о нашей профессии, то великих артистов я лично мог бы назвать два с половиной человека. Если, конечно, брать от настоящей планки этого эпитета. Смоктуновский — да, Гриценко — тоже. Николай Гриценко действительно великий артист, я его знал буквально с момента первых своих шагов в Театре имени Вахтангова и видел, что это такое по интуиции и совершенно божескому вдохновению. Этого артиста не назовешь самым большим интеллектуалом, я его очень хорошо знал и даже дружил с ним. Николай Олимпиевич был сложной личностью, а не идеальной фигурой, и как человеческая особь неравноценен тому, что он производил в искусстве. Но то, что он делал на сцене, было гениально.

* Раньше не было никаких «звезд». Были интриги, любимцы или любовницы главного режиссера. Были артисты-гении и середнячки. Но «звезд» не было. Никому, даже великим, в голову не могло прийти о себе такое сказать. Скромнее человека, чем Анатолий Дмитриевич Папанов, в театре не было. Он на машине к театру не подъезжал. Оставлял ее в переулках и шел пешком, надвинув кепку на брови, надев дешевые пластмассовые темные очки. Лишь бы не узнали.

* Меня один хороший доктор успокоил. «Даты – это все бред. Возраст человека, – сказал он, – определяется не датами, а его существом». Иногда, очень недолго, мне бывает где-то в районе 20 лет. А иногда мне под 100.

* Смерти я не боюсь. Я боюсь за своих близких. Боюсь случайностей для друзей. Боюсь выглядеть старым. Боюсь умирания постепенного, когда придется хвататься за что-то и за кого-то… «Наше всё» написало очень правильно: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» Будучи молодым, я считал, что это преамбула и не более. Сейчас понимаю, что это самое главное в романе.

* Эрдман, Шварц – вот близкие мне авторы. У них нет злости, есть грусть и ирония. Волшебник из «Обыкновенного чуда» говорит замечательные слова: «Все будет хорошо, все кончится печально».

* Театр – сборище сумасшедших, фанатичных, истеричных, милых, трогательных, наивных и в основном несчастных людей со случайно счастливой судьбой.

* (О своем уходе с поста худрука Театра сатиры). Есть два момента, которые я категорически не могу себе позволить, - дождаться, когда стану вызывать сострадание или усмешку. Валентин Плучек, предыдущий худрук театра, ушедший с поста в 91 год - это был край. Вот он вызывал и сострадание, и усмешку. Досиживать до этого ни в коем случае нельзя.

* Сам я очень целомудренный… Наивный, целомудренный, чистый.

* Мне с самим собой не повезло. Надо было быть другим.

(Из мемуаров и интервью разных лет).

Автор
Денис КОРСАКОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе