Фото Михаила Солодянкина и Елены Шиловой предоставлены Пресс-службой Фонда Розума.
Сразу два музыкальных фестиваля знаменитого пианиста Юрия Розума завершили накануне свою работу. Фестиваль "Юрий Розум. 50 лет на сцене", посвящённый двойному юбилею маэстро, закрылся поистине триумфальным гала-вечером в зале "Зарядье". И сразу после этого Юрий Розум выступил в Центральном дворце культуры Щёлково, где состоялся традиционный финальный концерт его ежегодного фестиваля "Звёздный десант". Впрочем, обо всём по порядку.
Юбилейный фестиваль "Юрий Розум. 50 лет на сцене", открывшийся в Большом зале Консерватории в день рождения маэстро, 22 февраля, продолжился концертами в Ярославле и Ржеве, Рязани и Твери, в залах Москвы и далёких посёлков Ямала. И, наконец, завершился роскошным Гала-вечером в московском "Зарядье", на котором вместе с народным артистом России Юрием Розумом выступили блистательные Венера Гимадиева и Аскар Абдразаков, всемирно известный виолончелист Борис Андрианов, Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" и Государственная академическая капелла имени Юрлова. Первое отделение артист открыл миниатюрами Фредерика Шопена, а затем в его исполнении прозвучали сочинения Людвига ван Бетховена — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Сцена практически утопала в розах - целое море цветов принесли слушатели юбиляру, который дарит им музыку, способную преобразить жизнь.
Неудивительно, ведь музыка сопровождает Юрия с самого рождения, когда в любое время в квартиру на Пресне могли заглянуть артисты - друзья его родителей, замечательного певца Александра Розума и дирижёра Галины Рождественской. Тут же возникал импровизированный концерт, собиравший под окнами случайных прохожих, а колыбель с маленьким Юрой приходилось ставить на рояль: на полу для неё попросту не оставалось места.
- Музыку я любил с детства, - вспоминает маэстро. - И не ложился спать без того, чтобы вся семья: мама, папа, дедушка, бабушка и даже старая тётка, чтобы они все не выстроились и хором не спели мне мои любимые песни. Я пел вместе с ними – но отчаянно мимо нот, так что родители и не думали о моей музыкальной профессии. Но однажды, когда мне было лет 5, мамина концертмейстер обнаружила у меня абсолютный слух! И когда меня потом принимали в ЦМШ, 2 педагога в 4 руки нажимали 20 случайных клавиш – а я называл абсолютно каждую ноту!
В Московскую консерваторию пианист поступил, как тогда говорили, "первым номером" - и уже вскоре поехал на зарубежные фестивали, как один из лучших молодых исполнителей страны. В 1973 году он впервые успешно выступил на международном фестивале в Хорватии, через год готовился лететь на престижный конкурс королевы Елизаветы в Брюссель, но…
- Меня практически сняли с самолёта – в КГБ поступили анонимки, что я стану ещё одним "невозвращенцем", мне нельзя доверять. Аргументы: я регулярно ездил исповедоваться в Троице-Сергиеву Лавру, приносил в Консерваторию запрещённые сочинения Солженицына, увлекался йогой. В общем, в итоге решили меня за рубеж не выпускать… А заодно и в аспирантуру предпочли от греха подальше закрыть мне дорогу. Но меня спасла служба в Советской Армии – там за меня поручились, отслужив, я смог выехать и завоевать победу на Международном конкурсе имени королевы Софии в Мадриде, а затем – на конкурсах в Барселоне и Монреале.
Сколько творческих людей просто сломалось в схожих условиях? Ушли из профессии, а некоторые из жизни, не особо и пытаясь бороться с судьбой. Но отец, желая поддержать его, смог найти нужные слова.
- Он сказал мне тогда: "Путь музыканта – это всегда взлёты и падения. Но ты никогда не должен сдаваться. Твоё время обязательно придёт, только не опускай руки!" И чтобы в моей жизни не происходило – я никогда не забывал этой формулы. Когда человек наконец начинает понимать, сколько он может сделать своим искусством и сколько оно ему дает, какие-то интриги или неурядицы перестают что-либо значить.
И как когда-то Юрий покорил приёмную комиссию Московской Консерватории, к началу 90-х он завоюет лучшие концертные залы мира, от Европы до Латинской Америки или экваториальной Африки. А к 2005-му он решает основать собственный благотворительный фонд, чтобы поддерживать юные таланты России.
- С начала своей концертной и гастрольной деятельности я думал, что нужна организация в нашей стране, которая поддерживала бы юные дарования, потому что талант – это не гарантия творчества. Талантливый ребенок, если у него нет соответствующей творческой среды, идет по разрушительному пути, а это очень опасно, потому что и в этом он первый, – отмечает Юрий Розум. – Гастролируя по стране, я не раз встречался с такими случаями, когда талант, будучи не поддержан, начинал губить самого ребёнка. У таких детей очень чувствительная душа.
Как президент своего Международного благотворительного фонда, Юрий Розум помог состояться многим ныне прославленным музыкантам, чьи имена у всех на слуху (к примеру, Даниил Трифонов, Олег Аккуратов, Артём Наумов). Но не менее важно для него – и широкая поддержка музыкального образования в России. Ежегодно в рамках своих фестивалей "Звёздный десант" и "Музыкальная мастерская Юрия Розума" он посещает десятки самых обычных музыкальных школ в регионах, стремясь передать ребятам те уникальные пласты русской фортепианной школы, о которых не прочитать в методиках.
- Мы их учим интонировать, чувствовать зал, постараться заронить в душу слушателей новые мысли и переживания. Музыка, в конечном итоге, – это средство преобразить человека. Я всегда говорю ребятам: никогда не сдавайтесь! Вы всё сможете, с вашим талантом вы можете и обязаны менять мир!
И поэтому, едва отзвучали овации под сводами "Зарядья", Юрий Розум поспешил в подмосковное Щёлково, где его ждали юные музыканты и слушатели. Как всегда в конце октября, ему надо было выйти на сцену Центрального Дворца культуры, чтобы завершить очередной сезон фестиваля "Звёздный десант". И вновь зазвучала великая музыка Бетховена. Музыка, меняющая мир.