ЖИВЕТ ЭТАКИМ ПЕРЕЛЬМАНОМ

В Музее истории города в рамках цикла концертов «Путешествие в мир гитарной музыки» выступил Евгений Крапивинский (на снимке). Зрители, затаив дыхание, слушали полонез Огинского и «Шутку» Баха, рукоплескали и даже не подозревали, что пришлось пережить этому тихому, интеллигентному человеку в синем старомодном костюмчике, прежде чем выступать даже на такой далеко не филармонической сцене. Причем абсолютно бесплатно.
Крапивинский - большой энтузиаст и неутолимый пропагандист гитары. Многие годы работал в телеателье, а в настоящее время трудится электриком в ОАО НИИ «Ярсинтез». Звуки гитары заворожили его еще в детстве, когда его дед Леонид Иванович, заводской бухгалтер, снимал со стены перевязанную бантом для форсу семиструнную красавицу. Но в ту пору инструмент воспринимался скорее как игрушка, трогать которую строго запрещалось. Затем были шесть лет занятий на фортепиано, правда, безо всякого энтузиазма и ощутимых успехов. Все изменило лето 1968 года, когда после окончания восьмого класса Евгений, как победитель олимпиад по физике, попал в математический лагерь в Ивановской области, где отбирали кандидатов в школу-интернат при МГУ. Один из его товарищей неплохо владел семистрункой, пел Высоцкого и Визбора. Это знакомство все и решило. Вернувшись домой, Евгений отремонтировал дедовскую гитару и начал изучать технику игры по самоучителю. Первым разученным произведением стало «Вот мчится тройка почтовая». Гитара в то время стоила 7 рублей 50 копеек, а хорошая, ленинградской фабрики, - целый четвертной. Но и та и другая были в страшном дефиците.
- Однажды мы с другом услышали, что гитары есть в Гаврилов-Яме. Сразу на велосипедах рванули туда, а там - шаром покати, - вспоминает Евгений Георгиевич.
Если повезет, семиструнку можно было купить в магазине «Часы» у «Гиганта», но чаще всего ездили в Москву. В 1969 году Евгений Крапивинский пришел в начинающую группу коллектива гитаристов ДК моторостроителей. Основанный в свое время известным ярославским педагогом Альбертом Москвиным, он пользовался огромной популярностью. На прослушивания приходило человек 500, из них отбирали 50, а через месяц-другой занятий дай Бог пять оставалось. А из первого набора Евгений и вовсе остался один. Что касается репертуара, играли практически все - от классики до народных песен. Записи привозили из столицы, но чаще всего приходилось часами просиживать в областной библиотеке. К тому же 99 процентов нот оказывалось макулатурой - играть по ним было невозможно, приходилось переделывать. А своим учителем Евгений считает московского гитариста Сергея Орехова. К сожалению, от его наследия мало что осталось: один диск с видео и одна пластинка.
Технологический институт Евгений бросил после года учебы. Музыка целиком захватила его. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, пришлось идти на моторный завод учеником электрика. Зато службу в армии Евгений проходил в ансамбле песни и пляски Ярославского гарнизонного дома офицеров -  помогли связи тети. Пел в хоре, играл в ансамбле русских народных инструментов на балалайке, в духовом оркестре на баритоне, исполнял сольные номера на гитаре. После службы в армии Евгений подал заявление в Ленинградское музыкальное училище имени Мусоргского, но документы вернули по причине неправильного заполнения. Именно тогда в душе что-то сломалось. Участие в заводских смотрах, которое для галочки частенько устраивало руководство, перспектив не давало, да и с преподаванием (Евгений Крапивинский обучал начинающих гитаристов в ДК моторостроителей) не сложилось. В конце концов вышло так, что о сцене Евгений забыл на долгих 15 лет. Окончил Московский заочный жилищно-коммунальный техникум. А уйдя с завода, устроился электриком на военную базу. Сделал это из-за жилья. Правда, и тут условия были не ахти. Жили в бараке на зарплату 70 рублей в месяц: 30 аванс и 40 получка. Какие уж тут испанские серенады! На вермишель едва хватало.
Приходилось подрабатывать сторожем, дворником. Позже ему с семьей дали квартиру в Брагине. Но от развода это, увы, не спасло. Именно тогда на помойке вместе с другим нехитрым скарбом оказалась и дедова гитара. А Евгений устроился мастером в телеателье. Там и жил. Спал на коробках от телевизоров. Потом директор, сжалившись, подарил раскладушку. Так Евгений пробедовал три года. А потом армейский друг, бывший в то время начальником одной из строительных фирм, предложил ему работу монтажника. И даже поселил у себя в частном доме на Парижской коммуне. Но и тут не сложилось - фирма прогорела. И тогда, чтобы не оказаться на улице, Крапивинский завербовался в Углич. Проводил телефоны, устанавливал пожарную сигнализацию. Жил в общежитии часового завода.
- Что там творилось - Боже упаси! И из ружей стреляли, и из окон прыгали. Тут же находился комиссионный магазин, и люди несли туда все, что удавалось стащить с завода. Вырученные деньги сразу пропивали. Однажды в комнату вломилось двое таких алкашей. Выпроводить их не было сил, и тогда я взял гитару. Что играл - не помню. Наверное, что-то лирическое. Оба ревели как дети, - со вздохом вспоминает Евгений Георгиевич.
В 1999 он опять устроился электриком в НИИМСК. Получил комнатку в общежитии, где и живет до сих пор. Гитарные концерты, что начиная с декабря 2008 года проводятся каждую вторую субботу четного месяца в Музее истории города, проходят именно благодаря ему. Эту идею он, по собственному признанию, продвигал лет 10.
- Для начала обошел всех знакомых учителей в школах. Некоторые отказались сразу, а некоторые даже жертвовали уроками ради моих концертов. Проходят, к примеру, «Тараса Бульбу», а я прихожу и играю свою вариацию на тему песни «Ехал казак за Дунай». Особой популярностью пользовалась канцона Франческо де Милано «Город золотой». Та самая, что в свое время пел Борис Гребенщиков. Вообще, в жизни где только не приходилось играть! На набережной, притулившись рядышком с приятелем-художником, на теплоходах. Там был уже другой репертуар, менее классический. К примеру, вальс из кинофильма «Берегись автомобиля». А что касается идеи бесплатных концертов, то люди относились к ней крайне недоверчиво. Бывало, и паспорт спрашивали.
В ДК Добрынина обещали все организовать, а когда я пришел с инструментом, дамочка-завсектором выпалила: «Платите 60 тысяч за аренду зала и играйте сколько душе угодно!» В филармонии запросили чуть меньше - 40 тысяч. А в художественном музее и вовсе слушать не стали - там сплошные свадьбы и корпоративы сейчас. А ведь мы не «Ранетки», чтобы балконы обрушивать, - вздыхает Евгений Георгиевич.
Но всегда найдутся места, где ему рады. Это библиотеки, больницы, детские дома, интернаты. Его часто приглашают в качестве аккомпаниатора на концерты КСП в ДК Добрынина. Еще Евгений Крапивинский активно участвует в составлении иллюстрированного биографического справочника Альберта Москвина «Классическая гитара в Ярославле и области». А его мечта - принять участие в каком-нибудь конкурсе гитаристов вроде «Русского стиля», что проводится в Нижнем Новгороде. За свои 57 лет он этого из скромности так ни разу и не сделал.
Живет этаким Перельманом. Не случайно Евгений Георгиевич часто цитирует стих ярославского поэта и барда  Андрея Волкова, посвященный известному математику:
Зачем вообще чего-то надо,
Когда не капает в карман?
А все ж я рад, что где-то рядом
Живет на свете Перельман.
Мы стали западной закуской,
Посмешищем
для многих стран.
Забавно, только самым
русским
Вдруг оказался Перельман.
Золотое кольцо


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе