Варвара: «Стараемся представить Россию во всем великолепии»

В «Геликон-опере» прошла презентация нового альбома фолк-рок-певицы Варвары «Золотой лён».

Корреспондент «Культуры» расспросил артистку о новой программе, любви к осени и историческому кино.


культура: Расскажите, как возникла идея спектакля. 


Фото: Иван Руднев/РИА Новости


Варвара: Название говорит само за себя. «Лён» — понятие собирательное, имеющее самое прямое отношение к русской тематике, эстетике. Песни в основе своей посвящены нашим женщинам, отечественной истории и вообще всему русскому. При этом, смею надеяться, проект будет интересен не только нашим слушателям, но и тем, кто живет за границей. Нам важно показать то, чем живет русская женщина сегодня.

Постараемся представить Россию во всем великолепии, с некоторыми этническими вкраплениями. Но прежде всего акцент сделан на «русскости». Помимо народных песен, обратились и к нашим классическим композиторам — исполняем несколько вещей Бородина, Римского-Корсакова, а также некоторых других авторов. Спектакль масштабный, даже, не побоюсь этого слова, амбициозный: четыре декорации, использование древних музыкальных инструментов, участие великолепнейшего хора «Геликон-оперы». Надеюсь, зрители будут довольны.

культура: Сам образ певицы Варвары невольно соотносится с картинами дикой природы. Нарочитое продолжение сценического имиджа или естественное положение вещей? 

Варвара: Может, вы и будете удивлены, но это никакой не пиар-ход. Я с детства была очарована лесным волшебством. Научилась различать голоса птиц: собственными глазами видела, как токуют глухари, тетерева, — все это безумно красиво. А прийти ранним весенним утром в лес и услышать пение рябчика — весьма полезно для душевного здоровья. Осень тоже по-своему прекрасна. Напрасно говорят, что в это время лес умирает. Напротив, у него появляется особое, ни с чем не сравнимое очарование. Сейчас прошло так называемое бабье лето — период, который я не очень люблю. Считаю, что осень должна быть осенью — правильной, с легким морозцем, моросящим дождичком, листвой, в которой утопаешь и даже растворяешься. Конечно, как говорится, «по долгу службы», я много времени провожу в мегаполисах, но когда могу себе позволить роскошь находиться подальше от шума больших городов, предпочитаю проводить время на природе.  

культура: Глухари, тетерева, рябчики... Многие, даже завзятые орнитологи, Вам позавидуют. Понаблюдать за токованием тетеревов в естественной среде почитается за большую удачу. 

Варвара: Вы абсолютно правы. Но было бы желание, как говорится. Мы делаем так: выезжаем в три часа ночи, сооружаем небольшой шалашик и ждем заветных пернатых. Благо знаем места, где токуют птицы, выжидаем и делаем снимки. Конечно, тетерева и глухари — птицы осторожные, к ним ближе чем на расстояние 15–20 метров не подступишься. Но у нас есть специальная оптика, которая позволяет запечатлеть это ни с чем не сравнимое зрелище. Зато когда результат зафиксирован и увековечен — красота неописуемая.

культура: С учетом того, что Ваша программа весьма эклектична и разнообразна, некогда «подаренное» журналистами клише фолк-певицы не коробит?     

Варвара: В точку попали, штампов не люблю и стараюсь их избегать. Мне безумно интересен мир музыки во всем его многообразии.

культура: А как возник интерес к корням? 

Варвара: Когда-то я серьезно увлекалась историей, слушала лекции. Любовь к этому предмету и приоткрыла мне некие двери, но погружаться в него с головой весьма чревато, досконально аутентику изучить невозможно — для этого нужно оставить артистическую карьеру в стороне и полностью сосредоточиться на истории и культурологии. А я все-таки предпочитаю петь, хотя по мере возможностей стараюсь делиться накопленными знаниями и эмоциями с благодарной аудиторией.


Фото: Сергей Виноградов/ТАСС


культура: Интерес к фолк-культуре в последнее время в нашей стране возрос, нет такого ощущения? 

Варвара: Есть, несомненно. Раньше к народной музыке, назовем ее условно так, было довольно-таки пренебрежительное отношение. А теперь наблюдается некий перекос в другую сторону. Но я стараюсь в своем творчестве избегать пресловутого «лубка»: все эти кокошники, разукрашенные сарафанчики... Ну не так жила Русь, понимаете? Несколько десятилетий назад нам навязали определенное представление о русской культуре, вот так мы ее и воспринимаем. Скорее всего, все было по-другому. Хотя откуда нам знать, как жил Иван Грозный и что ему пели девушки из его окружения? В какой-то степени каждый волен воспринимать нашу историю так, как ему угодно. У меня есть свое видение, и, судя по реакции аудитории, оно имеет право на существование.

культура: Ровно пять лет назад Вы выпустили один из самых успешных альбомов «Легенды осени». В названии диска кроется некая аллюзия на знаменитый фильм с участием Брэда Питта и Энтони Хопкинса? Или это не более чем обычное совпадение? 

Варвара: «Легенды осени» — одна из моих любимейших картин. Во-первых, осень, как я уже упоминала, прекрасное, с моей точки зрения, время года. Во-вторых, это история о безумной, необъяснимой любви. Неудивительно, что и название моей пластинки эмоционально и ментально связано с этим фильмом.

культура: Знаю, в юношеском возрасте Вы активно увлекались спортом, в частности баскетболом... 

Варвара: Хотите спросить, смотрела ли я «Движение вверх»? Конечно, и мне очень понравилось. Конечно, можно обсуждать некоторые недочеты, исторические помарки, но суть в том, что картина меня держала, я переживала всей душой.

Вообще отмечаю небывалый подъем отечественного кинематографа. Радует опять же и то, что стали снимать много исторических лент — будь то полнометражные картины или сериалы. Сейчас жду с нетерпением картину про Бориса Годунова...

культура: Думаете, разумно браться за столь противоречивую персону? 

Варвара: Отвечу вам банальнейшим образом: кто не рискует, тот не пьет шампанского. Конечно, снимать нечто сродни условным «Елкам-1» или «Елкам-2» — и дешевле, и прибыльнее. Но когда режиссер берется за что-то масштабное и фундаментальное — это работа. За одно это я готова выказать свое уважение.

Хотя, конечно, хочется, чтобы после просмотра киноленты, равно как и прослушивания диска, прочтения книги или посещения театра, оставалось приятное послевкусие. А это, увы, далеко не всегда происходит.


Фото на анонсе: Дмитрий Коробейников/ТАСС

Автор
Денис БОЧАРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе