Валерий Гергиев: «Надо больше заниматься делом и меньше — политикой»

20 апреля в Большом зале Консерватории состоялось официальное открытие XIII Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.

Симфонический оркестр Мариинского театра и сам маэстро прибыли в столицу, исколесив тысячи километров по стране. В Калининграде Брасс-ансамбль Мариинки выступил для военнослужащих и их семей в Доме офицеров Балтийского флота, а оркестр исполнил концерт Брамса в Кафедральном соборе. В Североморске и Мурманске «Страдивари-ансамбль» выступил совместно с легендарным скрипачом Пинхасом Цукерманом. Обратный путь в Москву пролег через Карелию, где Валерию Гергиеву было торжественно присвоено звание «Почетный гражданин Беломорска».

Столетие с начала Первой мировой войны, юбилеи — Мусоргского и Скрябина — таковы художественные темы фестивальных программ. Не обошли вниманием и духовную музыку — в Большом зале Консерватории прозвучали «Забытые приношения» Мессиана. Эта симфоническая медитация о крестных страданиях Христа и последующем Воскресении, полная экспрессии и благоговейного восторга, стала эпиграфом к фестивалю. А вечером, после благословения патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с особым чувством слушались мистический «Прометей» (солист Денис Мацуев) и «Поэма экстаза» Скрябина, оттененные очаровательными и наивными песнями из «Детской» Мусоргского.

Московский Пасхальный фестиваль давно определил социальные приоритеты — благотворительность, образование и просветительство. Они реализуются в симфонической, камерной, хоровой программах и звонильной неделе. Впечатляет статистика: более чем в 50 городах запланированы 110 концертов. Валерий Гергиев рассказал «Культуре», как готовился этот грандиозный форум.


культура: По какому принципу прокладывались маршруты Пасхального фестиваля?

Гергиев: Географически начали правильно — с Запада, потом переместились на Крайний Север — на Кольский полуостров и в Арктику, двигаемся на Дальний Восток. «Пострадал» юг. Я родился в Москве, но вырос во Владикавказе, и, конечно, хотелось бы там выступить, но в этом году решили доехать до Владивостока. Меня часто спрашивают: как вы успеваете провести столько концертов? Расскажу вам одну историю. Однажды мы с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным встречались со студентами Московского университета. Они спросили у великой балерины: «Как Вам удается так хорошо выглядеть?» Она задумалась на секунд двадцать, а потом ответила: «А почему я должна плохо выглядеть?» Зал зааплодировал. Так и мы: почему бы нам не съездить во Владивосток, где построили новый театр, или в Хабаровск, где я прежде не выступал? Мы должны поддержать коллег: тяжелые разрушительные годы позади, сейчас необходимо иметь десятка два сильнейших оркестров в регионах. А проблем на местах немало: существует нехватка инструментов в оркестрах, есть пагубная тенденция погони за финансовой выгодой — что подешевле, то и берут, не обращая внимания на качество. Кроме того, выступая в российских городах, не перестаю повторять: «Создавайте детские хоры!». Есть тысячи детей — их нужно организовать. Не могут Ольга Юрьевна Голодец или я делать все и за всех. Правительство регионов, губернаторы, мэры чем-то помогают, но надо и самим прилагать усилия, проявлять инициативу.

культура: А положительные впечатления?

Гергиев: Приятно отметить успехи Екатеринбурга и его Уральского симфонического филармонического оркестра, Госоркестра Татарстана, Новосибирского симфонического оркестра. Эти три коллектива получат персональные абонементы в Концертном зале Мариинского театра. Не забуду недавние гастроли в Ханты-Мансийске, где ребята из Сургута, Нижневартовска, Тюмени пели с оркестром Мариинского театра Девятую симфонию Бетховена. Здорово выучили и достойно исполнили.


культура: Прокомментируйте программу нынешнего фестиваля.

Гергиев: Она отражает прежде всего важнейшие вехи российской музыкальной истории. Правда, для открытия выбрали Мессиана. Мне кажется, его музыка прекрасно сочеталась с «Жар-птицей» Стравинского и с изысканной партитурой Четвертого концерта Рахманинова. Несмотря на то, что Скрябин — юбиляр следующего года, мы все равно решили отдать дань его памяти. На мой взгляд, мы как-то тихо отмечаем 175-летие со дня рождения Мусоргского. Помню, как мы праздновали его 150-летие. Тогда исполнили и «Бориса Годунова» без купюр, и «Хованщину», и «Сорочинскую ярмарку», заказали оркестровку для неоконченных опер «Женитьба», «Саламбо», выступили с оригинальной версией «Ночи на Лысой горе» — тогда этого никто не делал. С того момента прошла четверть века: наша «Хованщина» объехала весь мир, «Бориса» мы ставили много раз — и с Польским актом, и в инструментовке Римского-Корсакова. Считаю, что Мусоргский — большой учитель для певцов, для оркестра, его музыке посвящаем часть фестиваля. Хотя в этом году региональная программа заметно перевешивает московскую, в столицу мы вернемся 2 и 3 мая. Выступим на новой для нас площадке — в Центральном театре Российской армии.

культура: Одна из сквозных линий в программе связана со столетием начала Первой мировой войны.

Гергиев: Не осмыслив уроки прошлого, мы не сможем понять ни настоящее, ни будущее. Надеюсь, концерты фестиваля и наш новый союз с Министерством обороны помогут обратить внимание на целый ряд исторических событий, осознать, что если бы не Первая мировая война и последующие за ней революция и Гражданская, многое выглядело бы по-другому не только в судьбе страны, но и в музыкальной истории. Были бы другие симфонии, иные спектакли, возможно, деятельность Дягилева нашла бы продолжение дома, а не на Западе, а Стравинский жил бы в России, лишь иногда выезжая во Францию и в Швейцарию…


культура: Среди солистов — участников фестиваля есть и гости: пианист Нельсон Фрейре и скрипач Пинхас Цукерман.

Гергиев: Я хотел показать России искусство этих выдающихся музыкантов. Ценю, что гениальный американский скрипач Цукерман приехал к нам сейчас, на фоне достаточно напряженной «медийной картинки». Несколько дней назад мне пришлось срочно вылететь в Нью-Йорк: заболел мой коллега Лорин Маазель, и я срочно заменил его за пультом Мюнхенского оркестра.

Мне кажется, мы должны серьезно заниматься своим делом, меньше вовлекаясь в политические дискуссии. Это неправильно и даже вредно: нас начинают воспринимать как людей, все время что-то делающих по определенным заданиям. Ко мне это не относится. У меня до двухсот выступлений в год, и порой некогда ответить даже на телефонный звонок.

Евгения КРИВИЦКАЯ

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе