Несмотря на протесты организации татарских женщин-мусульманок "Муслима" (см. "Ъ" от 21 мая), второй фестиваль "Сотворение мира" все же состоялся, причем на прежнем месте — на площади Тысячелетия, у стен Казанского кремля, на фоне мечети Кул-Шариф. В прошлогоднем фестивале участвовали Патти Смит, Земфира, Кита Эмерсон, "Машина времени", но в Духовном управлении мусульман Татарии организаторов критиковали за то, что программа была "неинтересной", и просили "включить больше национальных мотивов". На этот раз акцент на фольклорные мотивы был гораздо более сильным.
Шесть отобранных арт-директором фестиваля Александром Чепарухиным казанских групп, большей частью фолковых, показали вполне столичный уровень игры. И даже команды, чья музыка, скорее всего, редко звучит за стенами подвальной репетиционной базы, продемонстрировали свой потенциал на все сто процентов. Главным открытием господина Чепарухина оказался исполнитель по имени Мубай — молодой человек, исполняющий тексты на татарском языке под аккомпанемент акустической гитары и кларнета. Это можно было бы назвать татарской "Пятницей" или даже татарским Каэтано Велосу, и в ближайшее время Мубай наверняка будет востребован как минимум на фестивалях world music. Там такое любят.
Если на прошлом фестивале его расслабленный ровный ход переломила Инна Желанная, в этом году сюжет взорвала Маша Макарова с блоком хитов группы "Маша и Медведи". Фестиваль стал громче и яростнее. Выступлению балалаечника Алексея Архиповского предшествовала реплика ведущего программы Севы Новгородцева: "Во времена моей молодости гитаристам приходилось пробиваться сквозь строй балалаечников, а теперь балалаечник расталкивает гитаристов". Господин Архиповский и вправду заткнул за пояс многих гитаристов фестиваля — ему аплодировали, как рок-звезде. Серб Борис Ковач не доехал до Казани, попав в аварию по дороге в аэропорт, дуэт с группой хорвата Дарко Рундека не сложился.
Вполне убедительно выглядела музыкально-хореографическая композиция, в которой за электронный аккомпанемент отвечала казанская группа J.People, москвичка Анжела Манукян вела главную вокальную партию, а Андрей Макаревич сидел на сцене с гитарой. В этом году президент фестиваля Макаревич не стал тащить на сцену свою "Машину времени", а просто пропел характерные для себя строчки про то, что "света на свете чуть больше, чем тьмы", и это было по-настоящему трогательно. Даже фольклорная подтанцовка в духе партийных концертов советского времени "Пятнадцать республик — пятнадцать сестер" выглядела здесь органично.
Нино Катамадзе обволокла многотысячную толпу патентованной душевностью, приговаривая "Грузия любит вас". Опытные фестивальные волки "Воплi Вiдоплясова" и "Мумий Тролль" поддали жару, и английских новичков The Rifles публика приняла как родных. Еще одним открытием фестиваля стал мультинациональный сиэттлский коллектив Kultur Shock. Чаще всего о них говорят как о новых Gogol Bordello, но, вероятнее всего (и тут опять прав Сева Новгородцев), это System Of A Down с балканским акцентом. Не обошлось без скандала. Ману Чао, главная зарубежная звезда форума, так затянул свое насыщенное адреналином выступление, что Андрею Макаревичу пришлось чуть ли не силой сгонять его со сцены. В итоге барселонца, успевшего в бесконечных прыжках растянуть связку на ноге, буквально вынес за кулисы гитарист его группы. Весь фестивальный день был во всех смыслах безоблачным, и казалось, что суровые социальные тексты хедлайнера Юрия Шевчука под лязг гитар и вой компьютеров группы "ДДТ" будут выглядеть уже каким-то совсем другим концертом. Но фестивальный сценарий оказался способен принять любую музыку, лишь бы она была яркой и талантливой.
Во время сета "ДДТ" случилось историческое событие: Андрей Макаревич тихонько подпел господину Шевчуку в песне "Родина". Журналисты, включая автора этих строк, привыкли определять их по разные стороны баррикад. Один дружит с властью и поет на Красной площади по случаю избрания президентом Дмитрия Медведева, другой в своих песнях постоянно чем-то недоволен и ходит на "Марши несогласных". В том, что Макаревич спел с Шевчуком, вряд ли стоило искать подготовленный месседж. Просто атмосфера фестиваля располагает к тому, чтобы все пели со всеми, невзирая на политические и религиозные различия. Фактически на втором "Сотворении мира" идея фестиваля оказалась окончательно сформулирована, и это уникальная вещь в мировом масштабе: бесплатный многотысячный концерт, не скованный никакими форматами, эффектные коллаборации антагонистов, яркие новые имена и непременное after-party, где верховодит женщина. В прошлом году коллег-музыкантов со всего мира вытаскивала на сцену Земфира, в этом — Нино.