С ABBA по жизни

Чем живут сегодня участники легендарного шведского квартета. Надя Кнудсен, Копенгаген — Стокгольм.
Фото: Photo/Handout/AP


Финал "Евровидения-2016", прошедший в Стокгольме 14 мая, для многих еще остается информационным хитом. Но только не для "ветеранов движения" — участников легендарной ABBA, у которых на нынешний конкурс пытались пробиться... внуки


Речь идет о внуках знаменитого Бенни Андерссона (композитор и клавишник всенародно любимой ABBA) — 23-летнем Феликсе и 25-летнем Чарли. В отличие от деда, правда, "внуки ABBA" не профессиональные музыканты. Чарли (вокалист) — воспитатель детского сада, Феликс (ударные) — продавец игрушек, но оба надеются, что со временем смогут зарабатывать на жизнь музыкой. На "Евровидение" они шли в составе группы Bracelet — кроме них в трио вошла еще датчанка Ребекка Крогманн (контрабас). Отборочный конкурс пытались взять штурмом в Дании, и перед выступлением на неизбежный вопрос, оказывает ли им знаменитый дед творческую поддержку, Феликс и Чарли ответили крайне искренне:

— Его песни сегодня — классика, а мы пишем и поем свои. Но понимаете, 42 года назад, когда ABBA победила на "Евровидении" в сонном курортном Брайтоне, их песня "Ватерлоо" взорвала музыкальный мир. Еще бы, в Англии, на родине поп-музыки, побеждает никому не известная там скандинавская группа!.. Конечно, наш стиль другой — он где-то между панк и поп, узкие джинсы, кеды, розовый и голубой лак на ногтях, волосы, длинные и взъерошенные, да и ростом мы всего под метр 65, но ведь и времена другие. Бенни вот наша песня понравилась, в ней, как он сказал, "есть и задор, и чувства", как в свое время у ABBA. Что же до "Евровидения", то конкурс переживает ренессанс, и если удача нам не улыбнется сегодня, мы будем пытаться вновь и вновь.

Удача в этот раз им не улыбнулась. Но никто не расстраивается: в семье убеждены — улыбнется в другой раз.



Музыка не для всех

Чтобы поговорить с идолами 1970-1980-x о том, как за минувшие годы изменились вкусы публики и "Евровидение", ваш корреспондент встретилась с мужской половиной группы ABBA в Копенгагене. Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус рассказали "Огоньку" о многолетнем сотрудничестве, увлечении мюзиклами, о детях, внуках и о планах на будущее. Первым ответ держал Бенни Андерссон:

— О чем ваш последний мюзикл?

— В двух словах наш мюзикл "Ищу помощницу" о том, что не надо бояться просить о помощи, и тогда счастье вам в конце концов улыбнется. Действие происходит в глухой деревушке, где два незадачливых брата, получив в наследство усадьбу, пытаются вдохнуть в нее жизнь. Поэтому здесь много фольклорных мелодий, с которыми я знаком с детства. Мне ведь в 6 лет отец подарил гармошку на день рождения, и мы с ним вместе наяривали народные песни на семейных вечеринках.

— Вы говорите "наяривали", а в прессе вас давно уже окрестили "скандинавским Эндрю Ллойдом Уэббером", хотя мне вот все время кажется, что вы похожи на профессора из университета. Скажите, а вы сами кем себя ощущаете и как это сказывается на отношениях с таким давним коллегой и соавтором, как Бьорн Ульвеус?

— Ну, насчет профессора вы мне льстите. Хотя, если честно, я на самом деле с 2007-го — член Королевской академии музыки Швеции, c 2008-го — доктор гуманитарных наук в Стокгольмском университете, а с 2012-го — еще и доктор философии Технического университета в Лулео. Только все это почетные звания, кроме школы, я ничего не оканчивал. А сотрудничество с Бьорном Ульвеусом действительно давнее: мы часто работаем вместе. Я пишу музыку, Бьорн также и тексты. При этом мы не так много видимся в плане личной жизни, но творчески общаемся много и постоянно.

— ABBA даже спустя 30 с лишним лет после распада обеспечивает вам благополучие и помогает держаться на гребне успеха. Могут ли ваши дети и внуки рассчитывать на что-то подобное?

— Мне трудно угадать, что готовит им будущее. Хотелось, чтобы успех пришел и к ним, но для этого таланта мало, нужен огромный и ежедневный труд. Данные у них есть: по моим стопам пошел старший сын, Петер Гренвалль, ему 52, он композитор. Сам он, его жена Нанна участвовали в серьезных конкурсах, были призерами "Евровидения". Их дети, два мои внука, Феликс и Чарли, еще молоды, но делают успешные шаги на сцене, как и мой младший сын Людвиг — ему за 30, он создал свою поп-группу. Так что по музыкальной стезе пошли два моих сына и два внука — всего четверо, столько было и ABBA в далеком 1974-м. Магическое все же число...

Разговор с Бьорном Ульвеусом получился, к счастью, более продолжительным. Но и его мы начали с мюзиклов.

— Бьорн, ваш первый с Бенни мюзикл — "Mamma Mia!" Хорошо помню, на его премьеру в Дании вы приезжали с вашей бывшей женой и солисткой ABBA Агнетой Фельтског, чем вызвали восторг публики...

— На премьеру "Мамма Mia!" мы поехали как-то спонтанно. Агнета, в прошлом солистка ABBA, как вы знаете, не любит летать самолетом, и я предложил: "А не поехать ли на машине?" Почему нет? Сели утром в авто и через 5 часов из Стокгольма добрались в Копенгаген, премьера прошла превосходно. А встречаемся мы с моей бывшей женой на Рождество, дни рождения детей, у нас их двое, Линда и Петер Кристиан, плюс трое внуков. Встречаемся нечасто, когда позволяет время, мы ведь оба продолжаем музыкальную карьеру, но бывает, что ужинаем вместе с детьми и внуками. Ну а с моей второй супругой Линой мы женаты уже 34 года, у нас две взрослые дочери, Анна и Эмма. Последний наш мюзикл в Копенгагене мы представляли с ней вместе.

— Почему вы предпочли мюзиклы песням?

— Все очень просто: стало интереснее писать мюзиклы. Когда пишешь песню, то сам процесс — больше труд, чем вдохновение. Сидишь часами, неделями в студии с гитарой и пианино, пока что-то не начнет получаться. Когда пишешь мюзикл, все вроде тоже рутина. Но каждый раз на премьере, когда я сижу среди публики, действие на сцене завораживает и увлекает меня самого. И потом, это такое фантастическое ощущение, когда видишь, как зритель реагирует, радуется, наслаждается тем, что я создал. Это непередаваемо.

— В прессе упоминали, что всем участникам ABBA не раз предлагали вновь выйти на сцену вместе и дать концерт, не так давно некая фирма якобы предлагала за это большие деньги. Такой концерт возможен?

— Нет, ABBA никогда не воссоединится — стресс, который нам придется преодолевать на сцене, просто не стоит того. Да и публика будет разочарована, увидев своих прежних кумиров в нынешнем виде. Мне хотелось, чтобы нас помнили, какими мы были на вершине успеха. Ностальгия по ABBA есть, пусть она не проходит. Нам есть что оставить миру.


Всем, даже аристократическим статусом, ABBA обязана себе и музыке
Фото: INTERFOTO/PHOTAS/TASS


— А вы случайно не пишете воспоминания?

— Меня часто об этом спрашивают, но ответ один — нет! Даже если бы я захотел этим заняться, не смог бы. Прошло много лет, острота ощущений стерлась, воспоминания о концертах ABBA, бурных турне по миру как будто дымкой подернулись — я поймал себя на том, что экстремально мало что из этого помню! Отчетливо помню, напротив, что перед выходом на сцену любил делать небольшие пробежки — это заряжало энергией. И всегда приходил в последний момент на арену стадионов, где обычно проходили наши концерты, чтобы сразу выйти на сцену, а не слоняться за кулисами...

— Вы многого достигли — у вас миллионы, свои фирмы, издательский дом... Что еще необходимо в жизни лично вам? Чего не хватает стране, в которой живете?

— Без чего не могу обойтись лично я, ответить легко — без сасими, японского блюда из свежей рыбы. Ничего не могу поделать: это мое пристрастие. Еще я давно хотел открыть средиземноморский ресторан с кабаре для гостей, где бы ставили наши мюзиклы... А что волнует меня в жизни общества, так это вопрос о легализации в Швеции эвтаназии, права на добровольный уход из жизни. У меня в семье и папа, и мама дожили до преклонного возраста, но уходили из жизни долго и мучительно. Сейчас такая же ситуация и с родителями моей супруги. Им врачи продлевают жизнь, хотя сами они серьезно больны и этого уже не хотят. Вот я и стараюсь привлечь к дебатам на эту тему политиков в надежде, что будет принят закон, как в Швейцарии...

С рестораном, о котором говорил Бьорн Ульвеус, все сложилось как нельзя лучше: он открыл его недавно в Стокгольме неподалеку от музея АВВА в парке "Грена Люнд". По интерьеру это греческая таверна на острове Скопелос, где снимался голливудский фильм "Мамма Mia!", а гостей во время ужина развлекает кабаре, в программе которого 24 песни из репертуара ABBA. Гвоздем на открытии заведения стал один столик на балкончике, за ним скромно собралась вся четверка ABBA, которая по окончании официальной части даже вышла на сцену и взялась за руки — восторгам публики не было предела. И про нынешнее "Евровидение", понятное дело, при этом никто не вспоминал.



Есть ли жизнь после успеха?

Вспоминали о том, что было, когда взошла звезда АВВА,— про 2 минуты 46 секунд, которые длилась песня "Ватерлоо" на конкурсе в Брайтоне, про небывалый взлет мировой популярности потом.

В Швеции, где за своих "делегатов" на заветный конкурс зрители голосуют напрямую, без всяких жюри, хорошо знают: каждый из легендарной четверки шел к успеху долгие годы. Никто из них не получил достойного образования, никто не пошел по стопам родителей, но всех их, детей послевоенного времени, отличала удивительная работоспособность, музыкальный талант и скромность. Они не были замечены в бунтарских движениях 1960-х, которые дали путевку в жизнь многим артистам. ABBA — другое: всем, чего они добились в жизни — богатством, положением в обществе, даже аристократическим статусом,— они обязаны себе и музыке. Даже романы их были откровением, а не продуктом пиара, как это часто бывает сегодня, впрочем, как и их расставания. И в том, и в другом они были детьми своего времени.

То же и сейчас. Казалось, давно бы могли почивать на лаврах, но ни один не оставил музыки, каждый творит и удивляет. А теперь еще и внуки подросли...
Автор
Надя Кнудсен, Копенгаген — Стокгольм
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе