Российская премьера балета "Майерлинг" с Сергеем Полуниным

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась российская премьера балета "Майерлинг" на музыку Ференца Листа, впервые поставленного в 1978 году британским классиком Кеннетом Макмилланом. Посмотрев спектакль о двойном самоубийстве австрийского кронпринца и его 17-летней любовницы Марии Вечеры, ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА решила, что принц Рудольф играет определяющую роль не только в сюжете, но и в жизнеспособности самого спектакля.
Балет без мыла

Этот балет густонаселен и огромен. В трех актах (с прологом и эпилогом) управляют государством, прожигают жизнь, ревнуют, любят, интригуют и страдают 24 персонажа. Все они реальные исторические личности: императорская семья в полном составе, дипломаты, придворные, венгерские сепаратисты, любовники императрицы, любовницы принца, не забыта даже пассия престарелого Франца-Иосифа. Утрамбовывая толстенный роман Джорджа Марека, потрясший хореографа Макмиллана, либреттистка Джилиан Фримен старалась не упустить существенных поворотов беспорядочной и трагической жизни Рудольфа, отчего балет перегружен подробностями. Без программки не разберешься в чехарде женщин кронпринца и тем более в политической подоплеке событий.

Впрочем, избыточная детализация нормальное дело для английской разновидности драматического балета. Ballet-story — жанр, подразумевающий добротный пересказ событий, без всяких там символов, аллегорий и вставных дивертисментов, привычных советскому балету. Актерская игра — точная, очень конкретная, эмоционально достоверная и психологически детализированная — у англичан имеет определяющее значение: она подчинена режиссерским мизансценам, а ей подчинена хореография. В идеале зритель, захваченный правдой чувств и остротой событий, не должен замечать, из каких арабесков-пируэтов состоит "речь" персонажей ballet-story.

А между тем изобилующий нюансами текст story Макмиллана невероятно труден для российских артистов, привыкших работать крупными мазками. В "Майерлинге", который английские танцовщики называют своим "Спартаком" из-за физических перегрузок, особенно сложны восемь разительно непохожих дуэтов Рудольфа с его женщинами. Невинные классические па сплавлены с натуралистическими деталями в единый поток движений, шокирующе откровенный душевно и физиологически. Освоить анафемски сложные поддержки Макмиллана технически — это полдела. Его хореография требует тотального актерского присутствия.

В Музтеатре Станиславского научились носить драгоценности, меха, роскошные платья с турнюрами и великолепные расшитые мундиры, освоились в дворцовых интерьерах и живописной харчевне (декорации и костюмы Николаса Георгиадиса тщательно скопированы с первой постановки). Кордебалет придворных очень по-светски вальсировал, а кордебалет загулявших офицеров весьма достоверно развлекался с чрезвычайно убедительными проститутками. Но солистов, адекватных жанру и стилю хореографии, набралось совсем немного. Прежде всего превосходная Оксана Кардаш в далеко не главной роли Митци Каспар, постоянной любовницы принца. Адажио с четырьмя венграми-сепаратистами, идущее чуть ли не в темпе allegro и переполненное почти акробатическими поддержками, она провела с торжествующим наслаждением обольстительницы, но не менее ярко сыграла и драматичную, чисто мимическую сцену с Рудольфом, предлагающим ей застрелиться. Вторая бесспорная удача — тоже второго плана: роль Братфиша, кучера кронпринца, Дмитрий Загребин прожил во всех танцевальных и психологических подробностях, не упустив ни английского акцента в псевдошуточных вариациях, ни тихого отчаяния доверенного слуги. Весьма пикантной графиней Лариш, бывшей любовницей Рудольфа и великосветской сводницей, оказалась Анастасия Першенкова: ей также удалось объединить быстроту и точность ножек с достоверным психологическим портретом.

Но все эти частные радости не спасли бы "Майерлинг" от сравнения с мыльной оперой, разыгранной со стремительностью комикса, если бы, на счастье Музтеатра Станиславского, в труппе не оказался гениальный Рудольф — Сергей Полунин. Этот украинский юноша, с 13 лет учившийся в Лондоне и к 20 годам ставший премьером лондонского Королевского балета, знает английский балет как родной: в 15 он уже танцевал в "Майерлинге" на сцене "Ковент-Гардена". Было бы слишком просто, однако, объяснить его успех лишь безупречным владением аутентичным языком. Да, экс-премьеру "Ковент-Гардена" не надо было учить с нуля коварные прыжки без разбега, пируэты, закрученные с полупальцев, ритмические перепады танцевальных комбинаций, мягкие мужские адажио и непривычную технику поддержек, предполагающую иные координацию и выносливость.

Однако не превосходный танец, а огромный драматический дар Сергея Полунина сделал его Рудольфа художественным событием. Скованный в первых минутах спектакля, почти потерявшийся в многолюдной свадебной массовке, ко второй сцене артист стал центром, смыслом и оправданием этого "клюквенного" балета. От него невозможно оторвать глаз: почти клиническая картина саморазрушения Рудольфа обрастает все новыми душераздирающими подробностями, заставляя всерьез вздрагивать, когда полубезумный принц приставляет к виску пистолет или втыкает в вену шприц с морфием. Психологический экстрим дополнен нежной лирикой. Одним из самых сильных эпизодов этого переполненного истериками балета становится статичная сцена дворцового концерта, почти кинематографический крупный план: на авансцене неподвижный Рудольф-Полунин слушает оперную арию, и в глазах принца можно прочитать всю его блистательную и проигранную жизнь.

После этого спектакля можно утверждать: повезло не только Музтеатру Станиславского. Повезло всем российским любителям балета, когда непредсказуемый, как и его персонаж в "Майерлинге", Сергей Полунин сбежал из "Ковент-Гардена" и решил обосноваться в Москве. Ведь отличных танцовщиков много, а такой актер один.
Авторские страницы - Татьяна Кузнецова
Фото: Олег Черноус / Коммерсантъ
источник

Кронпринц с Большой Дмитровки


Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко проник в тайны династии Габсбургов
Ранее «Майерлинг» Кеннета Макмиллана выезжал за пределы Великобритании только в исполнении родной труппы Королевского балета. Ныне традиция нарушена. Права на балет сэра Кеннета, удостоенного за балетмейстерские заслуги рыцарского звания, приобрел Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

 Как показала премьера, на спектакль о трагических неурядицах габсбургской династии (кронпринц Рудольф и его юная любовница, баронесса Мария Вечера, кончают жизнь самоубийством) наши зрители пойдут, во всяком случае, в первые месяцы аншлаг «Майерлингу» обеспечен.

Отечественная публика, утомленная аскетизмом современных постановок, истосковалась по масштабным историческим мелодрамам. По всем этим балам, раутам, кутежам, плюмажам, аксельбантам, турнюрам, шлейфам, фиакрам, штандартам, трескучей музыке Ференца Листа и прочим великосветским штукам, в изобилии пущенным  на сцену балетмейстером-постановщиком Джуди Линкольн, художником Николасом Георгиадисом и дирижером Антоном Гришаниным.

Есть, правда, пара «но». Во-первых, зал «Стасика» — все же не «Ковент-Гарден» и не историческая сцена Большого театра. Имперский спектакль для императорского театра, а «Майерлинг» изначально таковым задумывался, многое теряет в его камерной атмосфере.

Во-вторых, продолжительность зрелища: более трех часов чистого сценического времени. Публику, помчавшуюся в гардероб, не дожидаясь выхода артистов на поклоны, язык не повернется упрекнуть.

Говорят, сэр Кеннет, скончавшийся на представлении «Майерлинга» в 1992-м, запретил сокращать свое создание, и правонаследники строго блюдут это указание. Однако балет — не музей, реставрация танцевального полотна предполагает не столько его сохранение в первозданном виде, сколько приближение к нуждам современных зрителей.

Будь жив Макмиллан, он наверняка отжал бы «воду» и привел спектакль к классическому ныне двухактному варианту. Работает сегодня таким образом Юрий Григорович — и ничего, от разумных вивисекций его большие балеты хуже не становятся, лучше — тоже, но это уже другая тема.

Труппе «Стасика» нравится танцевать Макмиллана. Ни одного явного прокола, при том что персонажей в спектакле множество, и каждый с характером и историей. Особенно хороши окружающие героя дамы во главе с императрицей Елизаветой, Натальей Крапивиной и четверка венгерских офицеров (Семен Величко, Дмитрий Хамзин, Денис Дмитриев и Дмитрий Соболевский), делящих с кронпринцем государственные дела и мужские развлечения.

Бальзам на душу балетоманов пролил и 23-летний исполнитель роли Рудольфа Сергей Полунин. Половина зала пришла именно на него, восторгам поклонниц всех возрастов не было конца. И правда — танцовщик отменный, сольные выходы можно снимать для хрестоматии, да и внешность с манерами на уровне: аристократы в его исполнении смотрятся без фальши.

С дуэтами, а это главная «фишка» сэра Кеннета, дело обстоит хуже. Феерической легкости в подбрасывании-швырянии-выкручивании партнерш, которой отличались знаменитые макмиланновские кронпринцы, пока не наблюдается. Спишем сей просчет на молодость (не успел еще юноша заматереть) и нехватку упражнения (не танцевал он в «Ковент-Гарден» Рудольфа).

Но вот отсутствие того, что называется «развитием образа», уже целиком и полностью на совести артиста и его репетиторов. Как вышел г-н Полунин на сцену капризным чудо-юношей с соответствующим набором шалостей (пакости маме, тисканье жен-подруг, игры в револьверы-черепа и проч.), так, ни капельки не изменившись, и ушел. Ну разве что нарушилась координация движений, после того как прямо на сцене его герой вколол себе пару доз морфия.

Между тем с момента первого выхода до рокового выстрела прошло восемь лет, случилось много разных событий, и предшественники Полунина про это, как правило, не забывали. Например, Ирек Мухамедов сыграл в «Майерлинге» приквел к григоровическому «Ивану Грозному». Останься его Рудольф в живых, залил бы кровью и родную Австро-Венгрию, и всю Европу. Или совсем уж высший пилотаж — датчанин Йоханн Кобборг, изобразивший клинический распад личности и  доведший публику Большого театра (речь о последних московских гастролях Королевского балета) до нервного оцепенения.

В принципе ничего страшного в том, что кронпринц Сергея Полунина сохраняет статус-кво, нет. Скучновато, но смотреть можно. Однако кому многое дано, с того многое и спросится, а г-на Полунина природа наградила сполна.
Светлана Наборщикова
источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе