Российская исполнительская школа оказалась сильнейшей

В Калининграде завершился VIII международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева Хотя на финальный третий тур в числе семи сильнейших прошли лишь две наши участницы, победа досталась именно россиянке — Алине Никитиной из Петербурга. «Труд» рад не только за нее, но и за других участников — разрыв между претендентами был очень невелик.
 Если другие органные соревнования проходят в каком-то одном определенном месте, то таривердиевское началось с трех региональных прослушиваний — в Канзас-Сити (США), Гамбурге (Германия) и Москве, где из почти четырех десятков претендентов отобрали 20 самых сильных. Неделю назад все они прилетели в Калининград на второй и третий туры. До финала дошли семеро. И вот во вторник они померились силами между собой.

Орган кафедрального собора Калининграда восстановлен фирмой «Александер Шуке» в 2007 году. Фото автора


На таком высоком уровне выбор жюри особенно сложен, здесь могут сыграть роль самые тонкие нюансы. Например, уверенно сыграла все сочинения программы наша Мария Лебедева — петербурженка, сейчас обучающаяся в Высшей школе музыки и театра Гамбурга. Но вот сама программа была выстроена странно: огромная, насыщенная эмоционально и децибельно хоральная фантазия Макса Регера, затем — трагическая звуковая фреска Микаэла Таривердиева «Камо грядеши» из органной симфонии «Чернобыль» (обязательное сочинение), после чего две относительно скромные французские пьесы («Литании» Жана Алена и Прелюдия и фуга М.Дюрюфле) , потерявшиеся на фоне предыдущих кульминаций. У американца Джонатана Грегори — другой изъян: слишком уж захотел «объять необъятное» — тут и архаичные пьесы времен Возрождения, и Бах (сыгранный технически небезупречно), и мощный французский романтик Франк, и, конечно, тот же «Чернобыль», после которого мотивы из развеселых американских песенок в Фантазии Болкома звучали диковато. А другой американец, Сэмюэль Гаскин, проявил излишнюю самонадеянность — включил в программу вольную импровизацию. Спору нет, тему самого, наверное, популярного в мире рингтона он обработал остроумно, вызвав и одобрительный смех, и аплодисменты публики, однако жюри такого панибратства по отношению к конкурсу, где все-таки есть свои правила, не прощает: хочешь состязаться в импровизации — езжай на специальные конкурсы, где ты будешь в равных условиях с другими участниками.



Участники конкурса у органа, на котором им предстоит сыграть. Фото автора


В итоге беднягу Гаскина, единственного из всей семерки, оставили без награды. Грегори, Лебедева и представительница Германии Мариам Хайяви получили дипломы. Третья премия — у американки Кэтлин Эмерсон, очень качественно сыгравшей и «Чернобыль», и милую Сицилиану Дюрюфле, и ярчайшую пьесу великого француза Оливье Мессиана «Бог среди нас». Вторая — у поляка Михала Коцота, которого прозвали самым серьезным участником конкурса — прежде всего за глубокое исполнение «Камо грядеши» Таривердиева, кстати, принесшее ему и специальный приз жюри за лучшую интерпретацию музыки замечательного композитора, чье имя носит состязание. Наконец, первое место — у петербурженки, воспитанницы известного российского органиста Даниэля Зарецкого Алины Никитиной.

Если честно, на мой вкус, Алина тоже не вполне удачно выстроила программу: сплошные французы, от галантных звуковых рюшечек Луи Маршана до экстатического Мессиана, на фоне которых чужеродно выглядел таривердиевский «Чернобыль». Но играла она настолько увлеченно, регистровала произведения так ярко — а жюри, видимо, еще и помнило, как точно она исполнила на втором туре Баха — главного органного композитора, которого редко кто на этом конкурсе играл вполне успешно, — что на ее победу, мне кажется, не обиделся никто.

Здесь проходили прослушивания второго тура. Фото автора


Ну и те, кто организовывал конкурс, постарались, чтобы никто из участников не уехал из Калининграда с чувством обиды. На закрытии конкурса, прошедшем в зале филармонии (это бывшая лютеранская церковь Святого Семейства) на конкурсантов буквально хлынул поток наград. Среди них было не так много денежных призов — но деньги, как справедливо заметил один из членов жюри, быстро кончаются, а вот возможность получить концертные ангажементы для молодого артиста бесценна. Кэтлин Эмерсон получила приглашение выступить в Красноярской филармонии, Джонатан Грегори — в органном зале Астаны (Казахстан), Мариам Хайяви (кстати, премированная за лучшее исполнение музыки барокко) — в Таврической капелле Петербурга. Алину Никитину через посредство Центра международных конкурсов при Министерстве культуры России зовут с концертом в один из пражских соборов, органостроительная фирма «Александер Шуке» (кстати, это она восстановила большой орган в кафедральном соборе Калининграда, сгоревший в конце Второй мировой войны) предлагает ей выступить на фестивале в Потсдаме, а знаменитый Домский собор Риги предоставляет свой известный на весь мир орган для сольного выступления. Но чемпионом по приглашениям стал Михал Коцот: ему будут рады на органном фестивале в Краснодаре, в московском католическом соборе Непорочного Зачатия, главном храме Гамбурга «Санкт Михель» и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

Не забыли даже тех, кто не прошел на третий тур. Так, итальянцу Давиде Мариано вручили приглашение сыграть на том самом органе кафедрального собора, что с недавних пор вновь звучит под восстановленными сводами древнего храма. А еще его зовут в Голландию на фестиваль, причем приглашение пришло от голландского органиста Жан-Пьера Стайверса, который когда-то удачно выступил на конкурсе имени Таривердиева, более того, полюбил японку Хироко Иноуэ, тоже участвовавшую в соревновании, женился на ней, и теперь оба они — солисты Калининградской областной филармонии. Так что вручать Давиде приглашение на сцену вышло все интернациональное семейство, обязанное своим появлением России.

И конечно не могло обойтись без приза от главного инициатора конкурса — вдовы Микаэла Таривердиева Веры, которая начиная с 1999 года неизменно находит своему начинанию поддержку от администрации Калининградской области и ее творческих организаций. Эту награду увезет с собой в Канаду романтичная Жюли Пенсонне.

Ну а фестиваль «Орган плюс», составной частью которого является конкурс имени Таривердиева, завершился днем позже, в четверг вечером. Напомним: среди его участников были и Московский синодальный хор, и актер Евгений Дятлов, и пианист Алексей Гориболь, и уникальный валторнист Аркадий Шилплопер, и даже дуэт японских народных инструментов «Хиде-Хиде», в чьем репертуаре — крайне оригинальная интерпретации Пассакалии Генделя под аккомпанемент органа.

А еще у жителей Калининградской области завершившийся восьмой органный конкурс останется в памяти тем, что в его дни одна из лучших музыкальных школ края — в городе Гвардейске — получила имя Микаэла Таривердиева.

Голоса

Тьерри Эскеш, профессор Парижской консерватории, председатель жюри, композитор, органист (Франция):

— Орган для современного человека — это мощь и обращение к высшему благословению... Неделя была очень богатой неделя для нас. Не раз был председателем международных конкурсов, но без преувеличения скажу: уровень очень высокий, и крайне трудно было выбрать финалистов...

Конкурсанты много работали над современной музыкой, это очень ценно. Может быть, потому что я был председателем жюри, и моя музыка входила в программы. Возможно, иногда ее видение исполнителями не совпадало с моим, но ни одно из исполнений ее не испортило. А когда Коцот играл произведение Ройбке (немецкий композитор середины XIX века. — «Труд»), я так увлекся, что забыл о конкурсе.

Алина шла очень ровно, у нее не было слабых мест. Спокойно адаптировалась к различным стилям. В ней чувствуется богатая личность. Не люблю органистов, сосредоточенных только на органе. Молодым исполнителям я бы советовал больше слушать оркестр, камерную музыку. Это научит их и в тембрах органа находить больше красок, подобных тем, что есть в оркестре.

Я редко фиксировался на том, какой национальности исполнитель. Но отмечал в обсуждениях, что русские порой намного лучше других исполняли французскую музыку, чисто по-французски. Думаю, внутри русской школы можно найти несколько школ — одна более связана с немецкой, другая с французской... Это зависит прежде всего от личности преподавателя. Самая главная черта русских — открытость по отношению ко всем школам.

Для меня как композитора русская музыка всегда являлась источником вдохновения. Чайковский — любимый композитор. Также моей музыке приписывают восточное влияние — например, исходящее от Бартока. Среди русских музыкантов у меня прочные отношения с Валерием Гергиевым, часто приезжаю в Петербург, в ближайшее воскресенье у меня концерт импровизации в Мариинском театре.

Почему Вера Таривердиева пригласила в жюри именно меня? Надо спросить ее, но думаю, что она искала композитора и импровизатора, чтобы отдать дань уважения ее знаменитому мужу, ярко заявившему себя в этих амплуа. Ну и, возможно, ей понравилась моя музыка?


Художественный руководитель конкурса Вера Таривердиева, председатель жюри Тьерри Эскеш (слева) и член жюри Даниэль Зарецкий во время объявления результатов. Фото автора


Любовь Шишханова, доцент Московской консерватории, член жюри:

— Алина прекрасно играла. Но резкого отрыва между конкурсантами не было, Коцот — тоже замечательный органист. Положа руку на сердце — не скажу, что мне чья-то программа полностью понравилась. За то, что в финале не была представлена московская школа, мне совершенно не обидно — в Москве сейчас проходит конкурс имени Гедике. Может, и имело смысл развести эти два конкурса по времени, но у Московской консерватории в этом отношении очень ограниченные возможности, залы постоянно заняты. Порадуемся и тому, что есть: два конкурса лучше, чем один и тем более ни одного.

Майкл Бауэр, профессор органа в Университете Канзаса, член жюри:

— Россия сегодня благословенна: величайшие учителя, великолепные органы, большое количество воодушевленных слушателей. И ваши знаменитые на весь мир традиции фортепианной игры — это твердая почва для органной музыки.

Даниэль Зарецкий, профессор Санкт-Петербургской консерватории, член жюри:

— Ни один престижный зал не будет приглашать солиста по количеству кликов в Ютьюбе. Вот зачем нужны конкурсы в эпоху интернета: они дают не только общение, но и поддержку в концертной карьере. Это гораздо важнее, чем деньги.

Алина Никитина, победительница конкурса:


— Я родилась в Павлодаре, это Казахстан, в моем 12-летнем возрасте мы переехали в Омск, родители до сих пор там — мама экономист, папа — заведующий кафедрой электроснабжения промышленных предприятий в Техническом университете. После окончания училища я уехала учиться в Петербургскую консерваторию. Теперь собираюсь продолжить образование в Веймаре. Французская музыка для меня занимает одно из первых мест. Но без Баха, конечно, никуда, как и без немецких романтиков.

 источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе