Прогнозы-2012 Борис Барабанов про будущее музыкальной индустрии

«Афиша» попросила экспертов в разных областях — от кино и музыки до урбанистики и общественной политики — составить десятки точных или фантастических прогнозов о том, что нас ждет в 2012 году. В этом выпуске музыкальный критик Борис Барабанов предсказывает 10 вещей, которые произойдут в мире музыки.

1.  Появятся новые музыкальные фестивали среднего формата. С тех пор как Пикник «Афиши» перестал быть маленьким мероприятием «для своих» и превратился в гигантскую машину, которая ориентируется на то, чтобы привлечь огромное количество людей, ниша так называемого бутикового фестиваля осталась открыта. В 2012 году она наверняка будет кем-то заполнена — денег в Москве по-прежнему много, и уже видны соответствующие шаги со стороны Seasons или Strelka Sound. Или «Усадьба-Джаз»: это ведь тоже раньше было маленькое событие для эстетов, которое вдруг превратилось в аттракцион с кальянами и фастфудом, где играет и «Краснознаменная дивизия моей бабушки», и Маркус Миллер.

Группа Tesla Boy на фестивале Strelka Sound


2. Будут продолжать развиваться интересные городские программы за пределами Москвы — вроде тех, что происходят в Перми и в Казани (где в прошлом году дали единственный в России концерт Public Image Limited). Что-то подобное грядет в Екатеринбурге. Впрочем, вряд ли и ли стоит ожидать, что на какой-то фестиваль за пределами Москвы приедут Radiohead — да и вообще что приедут. Те, кто хотел на них посмотреть, давно сделали это за рубежом.

Public Image Limited в Казани


3. Молодые артисты и нишевые проекты выиграют на том, что будут дальше развиваться культурные общественные пространства и парки — все захотят повторить пример «Красного Октября» или парка Горького. Артисты, которых ни одна большая радиостанция не ставит в эфир — скажем, «новые» Motorama, или Pompeya, или Таня Зыкина, — через кураторов всех этих новых структур получат возможность чаще выступать перед большой аудиторией. Раньше ведь на массовых праздниках было как: если хотели чего-то солидного и дорогого, звали Михайлова и Ваенгу, а если хотели модного — приглашали Teslaboy. Но одних Teslaboy не хватает, они уже у всех в печенках сидят. Так что если молодые музыканты проявят немного смекалки и расторопности, то вполне смогут монетизировать свое искусство.

Ростовчане Motorama — по состоянию на сегодня одна из лучших инди-групп страны: на последний их московский концерт пришло более шестисот человек


4. Самые заметные новые площадки будут заточены под большие концерты — например, в феврале открывается гигантский клуб Stadium. Он наверняка изменит конъюнктуру местного рынка: насколько я знаю, там планируют делать билеты чуть дешевле, чем в среднем по Москве. Кроме того, ходят разговоры о том, что музыкальная площадка может появиться в кинотеатре «Ударник». Реконструируется стадион «Динамо», строится стадион на Ходынском поле — это все тоже в перспективе большие концертные арены, хотя им еще далеко до финальной реализации. А маленькие клубные площадки будут появляться на окультуренных заводских территориях.

Клуб Stadium рассчитан на восемь с половиной тысяч посетителей — в 2012-м здесь выступят Kasabian, Kaiser Chiefs, Judas Priest и другие


5. Хотя музыка как нормально работающая индустрия в Росии в 2012 году не появится — то есть деньги в нее будут по-прежнему вливаться извне, заработанные не музыкой же, на местном концертном рынке уже есть некие знаковые финансовые показатели. Еще с 2011 года большие русские артисты стали брать огромные гонорары, сравнимые с западными артистами. Это, прежде всего, первый эшелон концертирующих рок-музыкантов: Гарик Сукачев, Земфира, «Мумий Тролль». Гонорар в 100000 евро — это уже нормальная цифра для целого ряда наших артистов. Логика здесь очень простая: если мы собираем больше народу, чем условные Franz Ferdinand, почему бы нам не брать столько же денег — как минимум?

В минувшем году Илья Лагутенко затеял новый суперпроект «Горностай» — на сверхпопулярности группы «Мумий Тролль» это, впрочем, не сказалось


6. Я не верю в то, что интернет-радиостанции в России в ближайшее время обретут какой-то серьезный вес. Во-первых, в мире слишком много интернет-радиостанций, с которыми трудно конкурировать, а во-вторых, в России пока технически не реализована возможность слушать любое интернет-радио в любой машине. Из всего, что происходит с большими радиостанциями, как это ни смешно, любопытнее всего будет следить за радио «Шансон». Бывшая станция для жуликов и воров от тюремного блатняка неожиданно повернула к поп-эстраде.

Радио «Шансон» теперь ставит в эфир не только суровую пацанскую музыку, но и Елену Ваенгу


7. Суммы гонораров за корпоративные выступления могут продолжать расти в бесконечность. Года три назад новость о том, что один из русских олигархов заплатил Джорджу Майклу 3 миллиона долларов за концерт на своей вечеринке, все обсуждали как совершенно дикий прецедент. А сейчас вот Абрамович пригласил на свой Новый год Red Hot Chili Peppers за 7 миллионов. Как далеко все это может зайти — посмотрим.

Группу Red Hot Chili Peppers в новом году смогут увидеть не только гости Абрамовича, но и простые смертные — 20 июля на фестивале Tuborg Greenfest в Санкт-Петербурге


8. Вряд ли здесь появятся новые большие музыкальные СМИ. Граница между музыкальной журналистикой и блогописанием стерлась, стандарты качества нулевые, тех площадок, которые есть, вполне достаточно для нашего рынка.

Поток о музыке на сайте «Афиша» в месяц читают более десяти тысяч человек


9. Самые ожидаемые альбомы года, субъективный список: Лана Дель Рей, Мадонна, Земфира, Пол Маккартни, Леонард Коэн, Марк Ланеган, Адам Ламберт, Регина Спектор, First Aid Kit, Skrillex.

Лиззи Грант — она же Лана дель Рей — самая противоречивая дебютантка года


10. Самые ожидаемые московские концерты, субъективный список: Portishead, Black Sabbath, Бьорк, Garbage, Kasabian.

Группа Portishead в прошлом году отметила двадцатилетие — до России Бет Гиббонс, Джефф Барроу и Эдриан Атли вместе ни разу так и не добрались


Борис Барабанов

Афиша

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе