Новый взгляд на альтиста Александра Акимова и пианиста Алексея Чернова

Два великолепных молодых музыканта – альтист Александр Акимов и пианист Алексей Чернов выступили 13 февраля 2015 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского  с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии п/у канадского дирижёра Чарльза Оливьери-Монро.


Я уже слышал этого дирижера именно с этим оркестром и нынешний концерт не изменил моего не слишком высокого мнения о нём. Хорошо хотя бы, что он не терял солистов. Это само по себе и хорошо, но для музыки явно недостаточно. Играть вместе это первая обязанность дирижера в аккомпанементе.

Программа концерта:

Р. Вагнер – Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
А. Дворжак – Концерт для виолончели с оркестром си минор, ор. 105 (версия для альта с оркестром Йозефа Виланда). Солист – Александр Акимов (альт)
И. Брамс – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре минор, ор. 15. Солист – Алексей Чернов (фортепиано)

Концерт начался исполнением увертюры к опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» которое вызвало предположение, что в арсенале Оливьери-Монро только две динамические градации: forte и fortissimo. Да и по фактуре это форте было жестким и однообразным.

Слава Богу, в дальнейшем этих градаций  оказалось все же больше, хотя тенденция злоупотреблять forte и в аккомпанементе видимо в музыкальной природе Оливьери-Монро.  Из-за динамических перегрузок оркестр звучал как-то вязко и тяжеловесно. Кроме того, у меня было ощущение того, что солисты как бурлаки тянули оркестр за собой. Но это мнение со стороны, а сами солисты отметили, им с Оливьери-Монро играть было вполне удобно.


Александр Акимов – один из достойнейших представителей московской альтовой школы, блестяще исполнил альтовую версию виолончельного концерта Дворжака, сделанную Йозефом Виландом.



Он играл поистине в энергичной романтической манере. Его альт звучал ярко и очень красиво, даже когда он вынужденно форсировал звук, чтобы его было слышно на фоне оркестрового tutti. Вообще, среди сравнительно большого числа превосходных отечественных альтистов, появившихся за последние годы (в этом, безусловно, огромная заслуга Юрия Башмета, реально сделавшего альт солирующим инструментом), звук альта у Акимова, наверное, самый глубокий и красивый. Он напоминает звук альта у молодого Башмета.

Первый фортепианный концерт Брамса я не первый раз слушал в исполнении Алексея Чернова и обратил внимание на весьма заметное изменение трактовки, особенно первой его части Maestoso (величественно). Сейчас она звучит у него более эпично чем ранее.



Главная партия рояля, вступающего после большого оркестрового вступления, движется неспешным, равномерным шагом, без какого бы то ни было рубато. Точнее было бы сказать, что рубато было, но оно оказалось  спрятано внутри такта. Я это называю микрорубато. Именно такое мало заметное со стороны микрорубато дает ощущение свободного, широкого брамсовского дыхания.

Такое нарочито равномерное движение даже создало впечатление замедленности темпа. Но проведенный по записи хронометраж в сравнении с записями нескольких известных пианистов, показал, что длительность первой части практически одинакова. Значит впечатление замедленности было обманчиво и вызвано именно равномерностью в исполнении Maestoso. Такое исполнение и есть величественное.

В какой-то, но в меньшей степени, такая ритмическая равномерность коснулась и второй части Adagio. Она тоже показалась более монументальной, чем в более ранних исполнениях Чернова, но ни в коем случае не скучно однообразной. Здесь ощущалось некое накопление внутренней энергии, разрешившееся взрывом в третьей части Rondo. Allegro non troppo, исполненного с виртуозным блеском в пассажах, завершившихся ярчайшей кодой.

Сам пианист сказал, что на изменение общей трактовки концерта повлияло четыре его выступления с этим концертом в Германии в сопровождении немецких оркестров, два из которых состоялись в Вуппертале. Для меня измененная интерпретация Чернова Первого фортепианного концерта Брамса была очень интересна и убедительна.

Владимир Ойвин
К сожалению, видео, не переведенное на youtube, мы опубликовать по техническим причинам не можем, но послушать концерт по ссылке Московской филармонии - пожалуйста:
http://meloman.ru/concert/13022015/#webcast
Карина Короткова
Автор
Владимир Ойвин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе