Noize MC: «Суть этого времени — в зазоре между представлениями власти и реальностью»

1 апреля Иван Алексеев выпускает «Новый альбом»


«Бог — одинокий ребенок, // Брошенный всеми в пустом магазине игрушек», — совсем нетипичные строки из новой песни рэпера Noize MC. Прославился он тем, что пел про продажность полиции (за что отсидел 10 суток в изоляторе), про аварию с участием вице-президента ЛУКОЙЛа Баркова и смеялся над «нашистами» песней «Наше движение». 1 апреля Иван Алексеев выпускает очередной альбом,он так и называется — «Новый альбом». Вполне логично после предыдущего — «Последнего альбома». Альбом будет выложен на сайт Thankyou.ru — его можно скачать бесплатно или заплатить любую сумму, если музыка понравится.


Перед премьерой Иван рассказал «Новой газете» об альбоме, о протестном движении и о том, что должен делать поэт в меняющейся стране.

Про «Новый альбом»


Новый альбом будет выложен бесплатно. Никакой принципиальной позиции, позже альбом будет издан на физических носителях.


Выкладывая материал в интернет, я сильно ускоряю распространение этой музыки, а для меня это важно, потому что нет ничего мучительнее, чем несколько раз переносить дату релиза. Это может свести с ума.


Если название альбома ничего и не говорит о его содержании, оно уж точно ему соответствует. Там много песен, наполненных позитивом, пусть и истерично-исступленно-безысходным, но позитивом. Есть песня о светлом будущем под названием Yes Future, есть детская песня под названием «Жадина». В целом альбом гораздо более светлый, чем то, что у нас выходило раньше. Настроение такое сейчас и такие песни написались. В моих прошлых альбомах попадались треки из прошлого, просто перезаписанные. Это первая пластинка, где ничего такого нет.


Конечно, связь с прошлым альбомом есть. Ведь после «Последнего альбома» может быть только «Новый».


Я форму постоянно меняю, делаю жанровый, стилистический винегрет. Пишу какие-то песни ближе к хип-хопу, какие-то — к панку, какие-то электронные опусы. Появился симфонический хард-кор номер, где музыку в стиле Exploited исполняют скрипачи, духовики и вся группа — гитарный шквал и диджей безумствует.

Про протест


К протесту присоединяется много людей, которые хотят просто снять сливки, они и разбавляют его до состояния невнятной жижи. Не хочу тыкать пальцем, но у меня есть ощущение, что со всех сторон протест пытаются максимально замылить. Всем понятно, что именно людям не нравится в существующей власти, но внятного лидера, которого бы все поддержали, оппозиция предложить не может.


Музыкантам становиться политическими фигурами в принципе не нужно. Почти все музыканты — максималисты, идеалисты. Это прекрасно, но, как показывает опыт Че Гевары, после революции им не удается наладить жизнь своей страны.


Задача музыканта — создавать альтернативную творческую вселенную, которая имеет точки соприкосновения с действительностью. Зазор между нею и реальностью должен вдохновлять людей на то, чтобы либо приблизить реальность к творческой вселенной, если она утопична, и отдалить, если она антиутопична.

Про Pussy Riot


Отношение к этой истории у меня неоднозначное. Однозначно одно: это не должно караться уголовной ответственностью. Это хулиганство, это вызов общественному договору. Если это был вызов церкви, пусть с ними разбирается церковь, а не государство. Административная ответственность за это должна быть, да. Но не гигантские сроки, которые им пророчат.


Я сам человек невоцерковленный, но понимаю, что для искренне верующего — это как серпом по яйцам. С другой стороны, это же панк-рок. А панк-рок должен шокировать. С этой задачей девчонки справились на «отлично».


Многие из тех, кто был на «Чартовой дюжине», вообще не в курсе этой истории. Мы с Сашей (Александром «Чачей» Ивановым. — Прим. ред.) затронули на фестивале эту тему, не столько обращаясь к тем, кто был на концерте, столько для того, чтобы это прозвучало в видеороликах с сотовых телефонов. (7 марта на церемонии вручения премии «Чартова дюжина» Иван начал свой сет с короткого стишка: «Свободу Pussy Riot / Пускай обс**ают / Господь сам покарает. — Прим. ред.)

Про уход в андеграунд


Если начнут закручивать гайки и нельзя будет говорить то, что хочется… я к этому готов, конечно. Советский рок же ухитрялся осуществлять дистрибуцию кассет по всей стране…Естественно, я этого не хочу, но такая перспектива не означает для меня конец деятельности.

Про роль поэта


Если тебя, музыканта, люди не слышат — надо искать другие формы диалога. Я вообще перестал расстраиваться на эту тему. Люди, которые не хотят слышать, все равно не услышат. Мерило моего успеха — количество людей, слышащих меня, а оно растет. Люди ходят на мои концерты, и я вижу, как они реагируют на вещи, которые я исполняю со сцены, в интернете я могу судить о реакции людей более детально. Мне не стыдно за своего слушателя. Я понял, что достучаться до совсем уж идиота — занятие неблагодарное. Даже если он вдруг поймет: ни фига себе, я идиот! Что он с этим дальше будет делать? Он от этого, к сожалению, умнее не станет.


Мне интересно сформулировать высказывание, попадающее в несколько характерных ситуаций сразу: ключ, который подходит к нескольким дверям. Если у тебя получается написать такую песню, ты выражаешь дух времени. А когда ты пишешь о чем-то конкретном, ты пытаешься решить конкретную проблему.


Суть этого времени — в зазоре, возникшем между представлениями власти о том, как люди друг с другом связаны, и тем, как это обстоит на самом деле. Оказалось, люди готовы при помощи интернета мутить глобальные флешмобы и бороться за свои права, а власть к этому оказалась не готова и пытается действовать по старинке: телевизором, тупой пропагандой. Дух времени в том, что выросло первое поколение, не заставшее Советского Союза. А те, кто сейчас у руля, — мутировавшие ЧК и ГБ, которые своими ментовскими, советскими руками пытаются лапать iMac.

Наталия Зотова

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе