«Напряженности между Россией и Западом в культуре мы не чувствуем»

Вице-премьер Ольга Голодец — о честном голосовании на конкурсе Чайковского и о том, почему азиаты смещают западных музыкантов с пьедестала.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова

За год до проведения XV Международного конкурса имени Чайковского его оргкомитет, собравшийся в новом здании Мариинского театра-2, окончательно решился на реформу «избирательного права». О том, почему гарантом справедливости станет «честное имя» каждого члена жюри, корреспонденту «Известий» рассказала сопредседатель оргкомитета конкурса, вице-премьер правительства Ольга Голодец.

— Вопрос, болезненный для любого конкурса: как жюри будет выносить вердикт?

— Мы решили, что система голосования станет абсолютно прозрачной, и именно на это была нацелена работа оргкомитета. Каждый член жюри будет голосовать открыто. Каждому конкурсанту будет предоставлена возможность поговорить с каждым членом жюри, чтобы тот внятно объяснил свою позицию. На кону у членов жюри стоит их имя. Это самое дорогое, что у них есть, поэтому открытая система голосования позволит избежать всех негативных моментов.

— Отношения России и Запада сейчас весьма напряженные. Захотят ли музыканты из Западной Европы и Америки искать славы в Москве?

— Есть проявления напряженности в политике, но острой напряженности в культуре мы пока не чувствуем. Все наши программы сотрудничества с различными странами проводятся в полном объеме. Сейчас, например, прошли масштабные гастроли театра «Ковент-Гарден», и прошли с большим успехом, собирая абсолютно полные залы. Мы, в свою очередь, очень дорожим тем, что все наши программы за рубежом тоже реализуются.

— И все-таки даже на предыдущих конкурсах Чайковского, когда геополитическая обстановка была дружелюбнее, западные музыкальные школы были представлены гораздо скромнее, чем русская и восточно-азиатская. Оргкомитет планирует рекламировать конкурс в Европе и Америке?

— Запад знает об этом конкурсе довольно хорошо, потому что он проводится с 1958 года. А то, что у нас всё время растет доля представителей восточных стран — прежде всего Китая, Кореи, Японии, — это неизбежно. Во-первых, растет доля людей, которые там проживают. Во-вторых, музыкальное образование, например, в Китае, развивается гораздо быстрее, чем в Европе. Там больше детей вовлечены в этот процесс, больше студентов занимаются музыкой, и у них появляются выдающиеся результаты. Это не потому, что такова политическая ситуация, а потому, что так объективно складывается картина мира, и игнорировать это невозможно.

— А как, на ваш взгляд, обстоят дела с российским музыкальным образованием?

— У нас оно тоже стремительно развивается. Растет число детей, которые занимаются музыкой, ходят в музыкальные школы. И очень хорошо, что те исполнители, которые уже добились выдающихся успехов, которые сегодня являются признанными мировыми звездами — например, Денис Мацуев, Вадим Репин, — пришли в российские регионы. Денис Мацуев патронирует Иркутск, Вадим Репин — Новосибирск. Они организуют там фестивали. Это позволяет развиваться новым школам с новыми именами.

Ярослав Тимофеев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе