«Накрыта ночь на две персоны»

Роман Богословский о новом альбоме Александра Кутикова «Бесконечномгновенно».
2016 год продолжает приносить музыкальные сюрпризы. Стоило мне отойти от замечательно крутого альбома «Ястреб» Александра Ф. Скляра, как не замедлил явиться новый сюрприз: Александр Кутиков, «Бесконечномгновенно». 
Александр Кутиков 
(Фото: Александр Рюмин/ ТАСС)


Альбом вышел в апреле этого года, а заключительная работа над материалом проводилась в легендарной студии Abbey Road, так как любимый мастеринг-инженер музыканта работает именно в ней: там, где писались когда-то Beatles, Pink Floyd и Rolling Stones. Напомню, что это уже третий сольный альбом Кутикова. Он содержит 10 новых композиций и два бонус-трека.

Я никогда не был особенным поклонником «Машины времени» и Кутикова сольно, но альбом «Бесконечномгновенно» привлек меня одной интересной особенностью: в каждой песне чувствуется, что написал ее человек, который имеет несгибаемый внутренний стержень, некую корневую основу, которая однажды зародившись уже никуда не денется, которую не выкорчевать. Мне думается, что основа эта состоит из той музыки, которая и формировала творческое мышление Александра в молодые годы (а тогда была именно такая музыка, которая имела огромный потенциал для формирования личностно-душевных качеств, малейших оттенков в человеке).

Сначала Beatles, затем Yes, Genesis, Pink Floyd — это и многое другое оставило в душе музыканта такой след, который не занести ни снегом, ни песком. Об этом и поет Александр в драйвово-безбашенной «Моей песне»: сначала «достану бас, и разгоню хандру», а потом еще и «налей-ка, друг, мне „Джонни Уокера“, поставь-ка что-нибудь из Кокера». Вот это оно и есть. То, что не стареет. То, что питает. То, что было до рождения и останется после смерти. Благодаря тому, что в альбоме есть пульсирующая сердцевина, он слушается на одном дыхании, цельно, свежо. Сегодня 25-летние не звучат так убедительно. Они все решают, в каком бы им стиле ударить по шестиструнному супер-басу с каким-нибудь замысловатым строем, в итоге производя шумовую пустоту — и все.

«Искры звезд, летящих звезд, рисуют внеземные образа» — строка из песни «Сны декабря». Вообще альбом получился очень сильным и поэтически, не только музыкально. Вдумайтесь только в строчку «накрыта ночь на две персоны», которую я просто не мог не вынести в заглавие. «Лежат слова скрижалями, до срока, до поры. А в наших домах? То перья скрепят второпях» (песня «Лети, душа»). Есть о чем размышлять, есть куда направить «интенцию сознания». Повторюсь, никакая интенция не помогла бы, не будь у этой музыки крепкого фундамента, надежнейшей базы, созданной из старого доброго рок-н-ролла.

Может, не совсем уместно, но вспоминается Эйнштейн: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Высказывание полностью приложимо к музыкальному подходу Александра Кутикова, если его чуть переиначить. Он не пытается кого-то удивить и создать шумиху. Он делает музыку, делает именно смысл, высекая его из самой жизни.

В целом альбом оставляет послевкусие, которое уместнее всего было бы назвать — «светлая грусть». Есть в нем что-то солнечно-ностальгическое, сугубо человеческое. Но об этом (и не только) я лучше спрошу у самого Александра.

«СП»: — Александр, такой вот неологизм «бесконечномгновенно»… Я слышу в нем отсылку к «остановись мгновенье, ты прекрасно!» Гете. Это так, я прав?

— Думаю, нет. Это просто некое философское осмысление всеобъемлющего процесса, который имеет отношение не только к человеческой жизни, а к жизни как понятию вселенскому.

«СП»: — А вообще бывают мгновенья, которые вы хотели бы остановить?

— Не думаю. Я ничего не хочу останавливать, я не Господь Бог. Просто я понимаю относительность всего того, что называется жизнью. Или процессом жизни.

«СП»: — Спрошу чуть иначе — ностальгии вы подвержены? Та самая светлая грусть накатывает временами?

— Я бы не стал говорить о новом альбоме в контексте ностальгии. А насчет светлой грусти — конечно, я испытываю ее порой. Это же естественное состояние человека. Когда ты любишь жизнь, понимаешь многие внутренние процессы, ее пронизывающие, тогда и появляется это чувство. Я согласен с тем, что оно присутствует и в новом альбоме. Вообще, я живу сегодняшним днем, так устроен.

«СП»: — Александр, в песне «Родина моя» есть метафора: «у родины есть точка G»…

— Да, многие почему-то обратили внимание на эту метафору.

«СП»: — Так вы нашли ту самую «Точку G» у родины? Какие у вас с ней отношения?

— А вот как раз об этом и песня. Лучшее послушать, там все сказано. Могу сказать, что наши топовые радиостанции посчитали невозможным для себя ставить эту песню в эфир, несмотря на то, что (с их слов) она — потенциальный хит. Возможно, это связано с тем, что за последние годы выкристаллизовался некий «официальный» ответ на вопрос «что такое Родина?». Возможно, мое понимание слова «Родина» не очень коррелирует с официальным. Не знаю. Я как чувствовал, так и спел. Не солгав себе и слушателям.

«СП»: — В таком случае, вопрос по песне «Одна». Такая пронзительная вещь. Так и видится умная и воспитанная дама, сидящая в полутемном кафе с сигареткой… Песня кому-то конкретному посвящена?

— Это, конечно, собирательный образ, но, тем не менее, когда я писал ее, у меня частично были ассоциации с моей мамой.

«СП»: — С вашего позволения, чуть отвлечемся от альбома. Выше я писал о сердцевине, которая, по моему мнению, помогает вам создавать музыку. Как думаете, почему эта сердцевина, или стержень, напрочь отсутствует у нынешних молодых музыкантов? У большинства.

— Я думаю, на эту тему не стоит долго философствовать. Мне кажется, что проблема здесь в том, что нынешние музыканты просто не знают, либо плохо знают, творчество тех великих групп, которые являются родоначальниками рок-музыки. Это происходит оттого, что им все равно, кто создал основу, они смотрят лишь в день сегодняшний, пытаясь отыскать в нем то, чего в нем по определению нет. Ну и второй момент — ну а где в массовом доступе можно услышать Magma, Gong или Genesis? Нигде. Плюс, это связано с появлением Интернета, бесспорно.

«СП»: — Могло бы что-то поменяться, если сейчас были бы возобновлены гонения на рок музыку, запреты?

— Уверен, что запреты никакой роли не сыграют. Если внутри тебя существует некий цензор, который следит за тем, что и как ты делаешь — в творчестве или вообще в жизни — тогда все нормально. А если такого внутреннего цензора нет — то гонения точно не помогут.

«СП»: — Александр, вы задумываетесь о возрасте?

— Нет. На мой взгляд, это бессмысленно.

«СП»: — Отлично, спасибо. Вот на этой «безвозрастной» ноте мы и заканчиваем. А всех читателей отсылаем напрямик к альбому «Бесконечномгновенно».
Автор
Роман Богословский
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе