"Мы не сеем, мы не пашем"

С кем петь и плясать по-русски? Лучшие традиционные музыканты.

Даже весьма продвинутый, но не углубленный, человек едва ли из фольклорных исполнителей вспомнит кого-то, кроме относительно «ротирующихся» по светским мероприятиям ансамбля «Сирин», Сергея Старостина, Таисии Краснопевцевой, Алексею Архиповского. 

Но в Россию приходит зима. Время больше песенное, чем мастеровое. Этнографы разбирают бесценные записи, сделанные за лето, подводят итоги своих поездок, планируют новые. Сезон охоты на древность окончен и спасённые артефакты – костюмы, прялки, посуда – расходятся по коллекционерам. Это значит, что будут ярмарки и презентации, концерты и вечорки. И надо знать, кого на вечорки приглашать. В общем, мы составили, не по заслугам, а по своим знаниям и за неимением большего пространства, список русских традиционных музыкантов.

Валентина Васильевна Глухова


Музыкант - фольклорист с большим стажем сценической работы, преподаватель и обладательница по-настоящему сильного голоса. Её выступления, как правило, включают песни совершенно разных концов и традиций нашей родины. Валентина Васильевна относится к сохранению традиций как к чему-то личному, всегда готова поддержать любые начинания и помочь разобраться в песенном мастерстве. Преподаёт она в московском центре ремёсел «Славич» и нередко появляется на сценах столичных этнических фестивалей с учениками.

Ансамбль «Поселенцы»


Круг молодых парней родом с Урала, хребта нашей державы, которые берутся за действительно сложные музыкальные произведения. Эти ребята – часть нового поколения фольклористов. Как правило, исполнителями народных песен люди становятся во второй половине жизни, а опыт накапливают уже будучи взрослыми людьми, для которых работа с традицией является взвешенным решением. В случае «Поселенцев» всё пошло иначе, и ребята, поддерживаемые мощными преподавателями, уже давно закалились в работе с нашим песенным и плясовым наследием. Всё, что они делают на сцене, выходит свободно, естественно и энергично, слушатель оказывается внутри их мира, и вместе с тем, в пространстве традиции.

Ансамбль «Братина»


Презентует казачью мужскую песню совсем не в том разудалом ряженом виде, который, как правило, мы обнаруживаем на эстраде. Эта команда сдержанных взрослых бородатых мужчин без всяких предисловий погружает слушателя в свой мир, где жизнь стоит одного сражения, где боль преодолевается заранее. И вроде бы, эти переживания едва ли касаются сегодняшних нас, не знакомых с постоянной военной опасностью, строгими порядками казачьей станицы, а эффект производят колоссальный. Умение транслировать слушателям события прошлых лет в таком виде, в каком они воспринимались – настоящее сокровище, ведь эти песни - фактически боевой и духовный эпос.

Дмитрий Парамонов


Без этого серьезного парня с гуслями былинные вечера в нашей стране не обходятся. Этот голос, словно поёт тростниковая брёлка, невозможно забыть, он ещё долго будет звучать в голове во время чтения «Голубиной книги» или других памятников древнерусской литературы. Дмитрий помогает увидеть духовную жизнь с новой поэтической стороны, где обаяние апокрифа раскрывается в полную силу. Многие заслуженные фольклористы с радостью дают ему дорогу и огласку, отмечая смелость, собственный стиль, энергию и любовь, но и верность канонам. Мы уже писали о том, что новые технологии для сохранения традиций необычайно важны, так вот, вы когда-нибудь слышали электрогусли?

Илья Ахрамеев


Человек, который никому не даст просто сидеть на месте. С его мероприятий десятки людей начали своё увлечение народными танцами. У Ильи настоящий дар преподносить сложные вещи просто, привлекательно и шутливо, он даёт понять, что скоморох – это сложное искусство и призвание всей жизни. Чтобы будить в людях то настоящее веселье, которое они разучились испытывать без аниматоров и не в русле современного пассивного энтертеймента, нужно знать огромное количество сказок, песен, наигрышей, уметь вовлекать окружающих в этот мир. Вместе со своими музыкантами он организовал клуб «Туда-сюда» и проводит в Москве тематические танцевальные вечера. Это не концерты и не соревнования, а площадка, куда можно прийти без малейшего знания о народной хореографии, а уйти влюблённым ценителем, и главное, практиком. Кроме того, Илья отличный музыкант, в его руках многие народные инструменты возвращают свой истинный голос.

«Народный праздник»


Это не просто название ансамбля, это наше национальное достояние, ярлык, которому нет цены, коллектив, который представляет русскую песенную этнографию на мировой сцене. Чтобы получить представление об аутентичной русской традиции, необходимо хотя бы раз услышать выступление этого ансамбля, это может заменить не одну книгу и десяток статей. Это тоже очень «взрослое» формирование, где к исполнительской работе подпускаются только лучшие, а к преподаванию только талантливые. Принято думать, что эстрадное пение и оперный вокал требуют квалифицированной подготовки и дополнительного музыкального образования, а народное пение осваивается как-то само собой, с небольшой поддержкой наставника, ведь оно должно быть естественным. Однако, чтобы добраться до этой естественности, тоже необходима колоссальная работа над собой. Кроме того, работа профессионала отличается массой нюансов – умением воспроизводить диалект, манеру пения, изменения ритма. На данный момент, лучше «Народного праздника» в этом деле ещё не преуспел никто.

Ансамбль «Веретенце»


Объединение очень серьёзных людей от 4 до 19 лет. Благодаря основательной преподавательской работе внутри ансамбля налажена система передачи мастерства от старших к младшим, ведь даже самый одарённый малыш, со всей так необходимой для этого открытостью, не в силах вот так сходу начать правильно петь, поддержка сверстников и преемственность эмоционального опыта играют огромную роль. Дети – участники коллектива - воспитываются в лоне лучших русских традиций, когда с самых малых лет учатся развлекать себя сами, затевать развивающие игры, овладевать пляской и собственным голосом, в общем, сразу принимать активную жизненную позицию и держаться её в будущем. Часто ли мы видим демонстрацию подлинного «детского фолькора» без синтетических рубашонок с китайской тесьмой и синхронных телодвижений под музыку в русском стиле, неузнаваемо искажённую «современным звучанием»? У «Веретёнца» всегда есть, чем нас удивить.

Фольклорно-этнографический театр "Братыня"


Одно из самых удивительных формирований современных народных исполнителей. Это не просто пение, воссоздание обрядов или плясок, это живые картины русской жизни, смешные или печальные. Естественно, что его участники – люди разных возрастов, которым наряду с освоением русских традиций приходится совершенствоваться и в актёрском мастерстве. Попасть на такое выступление это программа-минимум для того, кто задался целью вообразить себе XIX век в лицах и характерах.

«Ильинская пятница»


Творческое объединение русских фольклористов в Латвии. Студия, созданная в восьмидесятых годах, в чужой стране, где наша культура, порой, встречает недоброе отношение, целенаправленно повела свою политику вразрез с советскими этностилизациями. За много лет борьбы и притеснений студии удалось стянуть к себе местных детей и подростков, воспитать в них настоящий русский дух, что и проложило им дорогу в мир. Проведя массу экспедиций, «Ильинская пятница» собрала уникальный материал для презентации на русской и латвийской народных сценах. История этого коллектива – пример того, что верность своему происхождению делает человека сильным и автономным, помогает сокрушить все преграды и добиться мира через уважение к мастерству.

«Дербеневка»


Преимущественно женский коллектив. А значит, здесь много шьют, поют и любят старину в её бытовых проявлениях. То, что «Дербеневка» - своего рода фабрика невест, передаётся из уст в уста, среди людей, вовлечённых в фольклорную жизнь это всем известное и бесспорное утверждение ещё с девяностых годов. Колоритные москвички демонстрируют песенное наследие Калуги, Тулы и Орла, самых пёстрых и звонких областей нашей родины. Присоединиться к их фольклорно-этнографическому центру можно в любой момент, поступив на обучение в их студию, где постоянно проводятся занятия.

У всех этих коллективов и инициативных исполнителей есть одна общая черта – следование золотому правилу «находить, сохранять, вовлекать». Если убрать одно слово из этих трёх, теряется смысл самого фольклорного движения, ведь без преемственности, постоянной практики или демонстрации влиять на общество невозможно. Не столь важна в этом деле широкая или малая известность, как прилежание и любовь к своим корням.

Автор: Берана Пустельга

Кириллица

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе