По отдельным данным, предложение г-ну Юровскому было сделано еще в конце августа. Ответил ли он согласием — пока большой вопрос. Но все, вероятно, к этому клонится.
— Владимир Михайлович, вы правда возглавите ГАСО? — спросили мы вчера у маэстро по телефону.
— Сейчас ничего не могу вам прокомментировать на этот счет: у меня нет никаких полномочий. Могу поговорить с вами на эту тему через несколько недель.
— Предложение от Минкульта было?
— Не могу сказать ни «да», ни «нет»; хотите писать комментарий к слухам — пишите, но я не хочу в них участвовать. Сейчас репетирую «Руслана» в Большом и 2-го буду дирижировать первой премьерой Основной сцены...
— Сколь регулярно именно вы будете стоять за пультом в этой постановке?
— Запланированы две серии: одна в ноябре, другая в феврале. Ноябрьскую серию я проведу целиком сам, февральскую поделю со своим ассистентом. А дальше пока спектакль в репертуаре не запланирован, обо всем остальном будем договариваться дополнительно.
Интересно, как складывается у маэстро график на его постоянном месте работы — в Лондонском филармоническом оркестре. Итак, по 10 ноября он будет занят в Большом, а уже с 30.11 и по 9 декабря встанет за пульт ЛФО (включая выступления в Карнеги-холле в Нью-Йорке). Далее на Лондон выпадает вторая половина января, затем один концерт в феврале, пару в мае... Поговаривают даже, что у маэстро (имеющего немецкий паспорт) в новом году контракт с ЛФО истекает; так ли, нет — узнаем позже. Но если предположить, что он таки возглавит ГАСО, «делать выходы» к оркестру первое время сможет крайне эпизодически. А ведь наши реалии отличны от западных.
Откройте вон афишу ЛФО: за пультом по пять дирижеров за месяц, кто там главный, кто приглашенный — никакой разницы. Ибо это отлаженный, укомплектованный, четко работающий коллектив, который не надо кадрово и идеологически собирать по косточкам. А ГАСО — надо. И как в этой ситуации поведет себя 39-летний Юровский при всех его чудесных реноме (и какие задачи поставит перед ним Минкульт) — полная неизвестность. Оркестр, понятно, возражать не будет: они мечтают блистать на Западе, в этом им-де «Юровский поможет». Запад Западом, но есть такая вещь, как традиции, заложенные Гауком, Рахлиным, Светлановым, — традиции игры русской классики. Понятно, что сейчас «лучше пострадать за новую музыку, чем прослыть ретроградом» — общая формула для всех. Но в этом специфика и отличие репертуарной «начинки» Госоркестра от всех прочих — он должен представлять лучшее национальное. Как это делал Караян в Берлинской филармонии, как Нойман в Чешской... А это едва ли возможно при появлении за пультом по два-три раза в месяц.
Мало того, бродит совершенно сумасшедший слух, что должности худрука и главного дирижера вообще могут разделить. То есть оркестром будут чутко руководить два заезжих человека «с реноме», по сути, ни за что толком не отвечающих... Надеемся, эта идея не воплотится в реальности. По крайней мере с ГАСО.
А от Юровского ждем взвешенной программы вывода Госоркестра из кризиса: он должен понимать, что ему предлагается совсем не подарок...
материал: Ян Смирницкий
Московский комсомолец