ЛЮДИ-ЗВУКИ

В пятницу в рамках фестиваля «Преображение» в Ярославле выступила санкт-петербургская «Русская роговая капелла», в которой каждый музыкант играет на своем инструменте только одну ноту. 

Имя ему Фа-диез 

В прохладном воздухе разливаются протяжные, ни с чем не сравнимые звуки. Несколько мужчин в строгих костюмах играют на латунных трубках от совсем маленьких, десятисантиметровых, до длинных, почти трехметровых. На примитивных инструментах нет никаких приспособлений для регулирования звука, смены ноты. Как получаются эти слаженные мелодии? То бодрый охотничий марш, то торжественно-печальная Ave Maria? На лицах слушателей восторг и недоумение, а головы сами покачиваются в такт знакомым мелодиям. 


В диалог с удивительными духовыми вступают колокола большой звонницы – над Ярославлем льется «Вечерний звон». Музыка заканчивается, секунды молчания и взрыв аплодисментов. Натянутые, как струны, музыканты опускают свои латунные трубки, принимают беззвучную команду вольно. На усталом лице дирижера с глазами Мефистофеля счастливая улыбка – публика заворожена, впечатление создано. 

Сергей Песчанский, художественный руководитель и идейный вдохновитель «Русской роговой капеллы», во время выступления руководил и самим оркестром, и звонарями на колокольне, и сам брался за рог. То четкими рублеными, то плавными движениями он общается с музыкантами, смотрит то на одного, то на другого. Как будто механизм в музыкальном инструменте бьет по клавише в строго определенное время, заставляя ее звучать, конструируя из звуков мелодию. 

Такое впечатление создается неспроста. Каждый рог действительно соответствует только одной ноте. Ни один из стоящих на сцене музыкантов не играет мелодии – она создается из поданных вовремя звуков. Недаром во времена русского барокко, когда роговых коллективов в Санкт-Петербурге было больше, чем теперь всех вместе взятых оркестров, крепостным, играющим на рогах, вместо имен присваивали ноты. «Я – нарышкинский Физ!» (фа-диез по-латыни) – представлялись музыканты. 

Рог по выкройке 

Началась история русской роговой музыки с приказа государыни Елизаветы князю Нарышкину поднимать в России все искусства. Тогда из Германии далекой привезли польского валторниста Яна Мареша. Его задачей было – за год обучить русского дворового мужика музыке. Оказавшиеся под рукой охотничьи рожки Мареш скомпоновал по принципу органа. Стой, мужичок, вовремя звук подавай. Нет слуха – отсчитывай. Поначалу над заморским чудаком смеялись: мол, пытается музыку для животных сочинять на охотничьих рожках. Но как только оркестр сыграл свои первые пьески, роговая музыка была признана царской. 

Мода на оркестры-инструменты то затухала, то возрождалась вновь. После неудачного выступления рогового ансамбля на коронации Николая II об уникальной русской музыке вновь забыли на век. Но в 2001 году петербургскому валторнисту Сергею Песчанскому пришла в голову мысль о создании музыки без конкуренции. Оркестр, в котором исключен соревновательный момент, – только тот, где самостоятельно не сыграешь ни одной мелодии. 

– Первый рожок я скрутил дома из бумаги, – улыбается Сергей Песчанский. – Потом, когда моя жена поняла, что все они одной формы, только разной длины, сделала выкройку – она в академии Штигельса преподает на отделении моды. А латунь листовая везде продается. Свертываешь трубочку, паяешь, вставляешь подобие мундштука и все. 

Первые репетиции прошли в домашних условиях. А сейчас коллектив размещается в педагогическом институте имени Герцена, что на Мойке. Там и репетируют, и вручную изготавливают инструменты. В капелле больше шестидесяти инструментов и неопределенное количество музыкантов от 16 до 70 лет. Приходят люди, обучаются игре, некоторые пытаются создать что-то свое. 

Произведения из репертуара капеллы состоят из двадцати – сорока нот. Для их исполнения нужно не менее двенадцати человек – некоторые играют на нескольких рожках по очереди. 

– Мне кажется, в роговой музыке заключена наша национальная идея соборности. Ведь чтобы получилось произведение, каждый должен сыграть одну ноту, – рассуждает Сергей Песчанский. – Мы были во многих странах – Германии, Греции, Испании... Везде наше выступление воспринимают как диковинку. А русские слушатели, видимо, на генетическом уровне чувствуют что-то родное – роговая музыка им близка и понятна. 

Колокол внутри 

В Ярославле питерские музыканты «спелись» с колоколами. Рог и колокол схожи по принципу однонотного звучания. 

– Я даже ребятам говорю: «Представьте, что внутри вас колокол. В нем же ветер не гуляет! Поэтому и в рог не надо дуть изо всех сил – звук должен исходить изнутри, из музыканта», – объясняет Песчанский. – Чтобы научиться играть на этих инструментах, нужны колоссальное терпение, спокойствие и чистота помыслов. Иначе звук получится резкий, грязный. Один профессор консерватории даже сравнил игру на роге с детектором лжи: только одна нота, и ее нужно сыграть правильно – здесь никуда не спрячешься. 

Тамара ШАРОВА

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе