Лидер проекта «the Room Orchestra» Алексей Крутиков (dj Rumata): «На концертах фри-джаза даже бунтарский панк может робко стоять в сторонке»

Джаз жив и будет жить, а в нашем городе он еще и процветает. О существовании в Ярославле джазового центра знают многие, однако это еще далеко не все.

Недавно ярославский проект «the Room Orchestra» записал джазовый альбом, о котором мы поговорили лидером группы Алексеем Крутиковым (dj Rumata).

   Любой новый музыкальный стиль не рождается на пустом месте. Именно так было, когда джаз впервые появился на свет в конце XIX столетия. Именно так было со многими другими жанрами, появившимися позже, однако джаз, можно сказать, родоначальник современной музыки. И еще какой родоначальник. Быть может, кто-то думает, что этот жанр «не для всех», однако смеем вас заверить, джаз не теряет популярности даже сегодня, в дни огромной свалки «музыкального хлама». 

   Чтобы понять ценность того или иного музыкального жанра, нужно рассматривать его в целом с остальными. Если мы поставим после джаза (а именно так было с точки зрения музыкальной истории) все современные стили, то становится очевидно, что именно джаз – пласт, на котором лежит и рок, и поп-музыка и все остальное.

   Ярославль может по праву считаться местом, где джаз любят и немало для него делают. Ни для кого не секрет существование в нашем городе джазового центра, но это еще далеко не все. 

   «the Room Orchestra» - ярославский коллектив, который недавно записал свой второй альбом "Если...", и стоит признать, что он достоин того, чтобы войти в историю, ну, по крайней мере, ярославского джаза.  О том, как писали «Если…» и в целом о джазе, мы побеседовали с участником группы «the Room Orchestra» dj Rumata Алексеем Крутиковым.- Вы записали альбом, расскажи о нем, есть ли концепция? Может это синтез нескольких стилей, а не просто джаз?

- Да, в точку,  у альбома действительно есть концепция, сложившаяся сама собой и подчинившая себе альбом. Треки альбома сложились в историю влюбленности (а может, настоящей любви?) девушки. И скорее это не хронология конкретных событий, а череда эмоциональных состояний души. И, конечно, в этой череде есть много разных музыкальных течений. Где-то явно видна bossa nova, что-то звучит как старый знакомый джаз с триольным шафловым ритмом, что-то ближе к блюзу, что-то звучит академично (живой струнный оркестр обязывает), песня «Если Вы были влюблены» явно создает ассоциации с country, а в треке «Тайна» на основе танго явно слышна еврейская музыка. 

- Как записывали альбом (хотелось бы понять технические тонкости)? Джаз «писать» сложнее, нежели иные жанры? 

- Записать все сразу «живьем» было практически нереально. И музыканты писались отдельно, так сказать, подорожечно, слушая уже записанных коллег и внося свою долю. В чем-то это скорее Acid jazz, так как альбом на 100% сделан  с использованием студийных технологий. 

   Сложнее ли писать джаз? Думаю, нет. Ведь каждый пишет так, как ему удобней, и зачастую, по-другому просто и не может. Мы писали, пробуя и не зная до конца, что получится в конце, видя только смутный образ. Было много дублей, и были хорошие сессии, которые вообще не вошли в альбом, была куча ночей, проведенных за клавишами и пробами. А если говорить о технологии непосредственно записи, то у каждого способа записи есть своя специфика, и сложно сравнивать плюсы и минусы разных подходов. Вообще, это большая тема. 

- Поговорим о джазе, изначально этот жанр был антиподом классической музыке, противопоставлением, сохранился ли в современном джазе дух бунта? Вообще, насколько популярен джаз сегодня?

- В наши дни джаз вышел на другой уровень, он разросся в огромное море музыкальных течений и сегодня опять может считаться антиподом, но уже к современной коммерческой музыке. Есть ли сегодня в нем бунтарство? Еще как! Вы слышали Free jazz? Нет? Вы много потеряли. Там может не быть конкретного ритма, там может не быть тональности, там вообще не признаются никакие правила. Может я кого-то обижу, но иногда на концертах фри-джаза даже бунтарский панк может робко стоять в сторонке. И джаз сегодня бесспорно популярен. Это вполне современный стиль, самое главное – это настоящий стиль, то есть вещь, актуальная в любые времена. Если считать, что современная музыка (как земля в древности) держится на китах, то джаз - это один из тех китов, конечно.

- К слову, как ты считаешь, в каком уголке земли джаз популярнее всего сейчас?

- У нашей земли все меньше углов. Сегодня мы живем в мире очень перемешанном. Для нас давно норма, что мы ездим на немецких машинах, говорим по американским телефонам, сделанным в Китае и так далее. Джаз тоже давно стал мировым понятием. Но, конечно, его корни в северной Америке, и там его ритмы и гармонии ложатся на души людей намного легче и теплее. Помните пресловутую примету – «ТАМ» на концертах люди хлопают на 2-ю и 4-ю доли, а «У НАС» – на 1-ю и 3-ю? Это правда, люди на западе изначально проще могут воспринять джазовые ритмы.

- Джаз все-таки музыка «на любителя», как думаешь, придет ли время, когда он станет или хотя бы приблизится к мейнстриму? И что для этого нужно?

- Открою тайну – сегодня, по сути, джаз уже является мейнстримом, в определённом смысле. Вот музыка, скажем, кубинская – музыка «на любителя», такого как я, например. Но если я выйду на улицу и попытаюсь найти свою любимую кубинскую музыку в живом исполнении, меня ждет разочарование… Нет ее здесь, а если и есть – то это редкость и, скорее всего, это заезжие гости с того региона. А вот джаз – совсем другой коленкор. Джаз уже всемирное культурное достояние. Победит ли он по популярности современную поп-музыку? А нужно ли? Я думаю, дело обстоит так: существует большая сеть заведений fast food – это и есть наша поп-музыка. Стандарты, простота, скорость, сомнительная польза, бизнес. А вот джазовая музыка – это, продолжая аналогию, пища, приготовленная из натуральных продуктов, приготовленная на ваших глазах, вы знаете, кто это приготовил, каждый повар отвечает за свое творение и старается подчеркнуть, что так готовит только он. - Как кстати, с джазом у нас в городе? Выступаете? Как часто, где?

- Не знаю, как сказать. По-честному – джаз у нас есть. Есть хорошие музыканты, есть оригинальные творческие коллективы. Вообще, думаю, что с джазом у нас в городе лучше, чем, например, в соседних городах. Да что тут говорить – хороший у нас город, люблю его. Но хорошо ли самим музыкантам, могут ли они отдаваться творчеству, не думая о деньгах? Конечно, нет. И тут дело не в нашем городе. Дело, наверное, в современной доступности любой музыки, в том, что музыка не продается, а скачивается бесплатно, а по сути, воруется. Музыканты сегодня занимаются музыкой, потому что любят ее,  а никак не для достойного заработка. Я, например, уверен, что наш альбом не принесет нам материальных благ, он, возможно, даже не окупится. На сайте kroogi.ru придумали интересную систему – музыкантам предлагается добровольно дать людям скачивать свою музыку, а слушателям предлагается скачать бесплатно, или  добровольно заплатить автору столько, сколько, как говорится, не жалко. Может, кто-то и нам даст копеечку, но если не даст, а скачает, я буду искренне доволен, потому что дело не в деньгах. Я даже готов променять денежную плату на искренний отзыв, комментарий от слушателя. Хороший или плохой отзыв – не важно, главное, чтоб он был искренним. Очень важна музыкантам отдача, поверьте, очень нужна.

   Про выступления – выступаем мы (в разных составах) достаточно регулярно, впрочем, я больше говорю за своих друзей-музыкантов, сам-то я, как известно, ди-джей, и в живых выступлениях я могу быть полезен, играя на перкуссии или выдавая соло скрейча на виниле, а это требуется реже. А раз, я еще и аранжировщик, у меня больше времени для подготовки концертной программы альбома.

- В каких отношениях с Джаз центром Игоря Гаврилова и с ним лично?

- С Игорем Вячеславовичем у нас очень хорошие отношения. Мне нравится уют нашего джазового центра. Мы несколько раз выступали там, в том числе, на одном из последних фестивалей «джаз над волгой». 

- Скоро к нам приезжает знаменитый новоорлеанский джазмен Дональд Харрисон, твой коллектив планирует что-либо к этому важному событию в музыкальном мире Ярославля?

- Я больше скажу – к нам не просто приезжает знаменитый джазмен, к нам приезжает целый коллектив джазменов с родины джаза, не просто Америки, а именно Нового Орлеана, от туда и идут корни джаза. Открывая карты, к приезду звезд новоорлеанского джаза имеет отношение мой друг и напарник по проекту «the Room Orchestra» – Стас Майнугин. В прошлом году он ездил в Америку именно для налаживания подобных связей, и в этом году, 19 июня, при поддержке посольства США, а иначе бы такое событие и не смогло состояться, у нас выступят Donald Harrison и его музыканты с проектом «Donald Harrisons Quantum Leap» (Квантовый скачок Дональда Харрисона). Честно говоря, мы очень волновались, что политическая ситуация «Россия-США» скажется и здесь, и выступление будет под угрозой отмены. Но все в порядке. 2014 год – год культуры в России, и очень хорошо, что в культуре между Россией и США нет никаких напряжений и санкций. 

- Возвращаясь к джазу, расскажи, в чем его дух? В чем его философия и идея на твой взгляд?

- Ох, не мне рассуждать о философии джаза. Мне просто нравится джаз. Мне он близок. Но я не думаю, что его нужно сравнивать или приравнивать к философским учениям. Джаз – не самоцель, это, скорее, способ выражения эмоций, то есть, по сути, инструмент. Кто-то доносит эмоции совсем другими музыкальными стилями. А мне и моим друзьям близок этот вариант. Еще фанк, конечно же, но в каком-то контексте, funk – тоже всеми корнями в джаз уходит.

- Говорят, джаз – это импровизация, как считаешь, эта самая импровизация – дело таланта, мастерства или же определенного творческого склада ума музыканта?

- Джаз, конечно, не только импровизация, но, по сути, это его очень яркая большая часть. Этим для многих джаз и привлекателен. Свобода в собственной реализации. Музыканту дается пространство. Не коридор, где нет других путей и только вперед, согласно поворотам, а поле, такое вот, квадратное поле. Пройди его, как хочешь, если умеешь. Да еще так, чтобы людям понравилось. Тут действительно, нужно иметь все составляющие – талант, мастерство, ум.  Хотя, наверное, возможно сделать импровизацию и на одной из составляющих. Есть такие таланты, что без образования творят, выпускают свое нутро, и это интересно, это красиво. А есть те, кто просто натренировал в себе способность выдавать соло. Повторяя чужие приемы, накапливая эти приемы и, в конце концов, придя к уровню, когда используя эти наработки, намешивая, выдается нечто свое. А можно и чисто математически, наверняка, делать импровизацию. Почему нет? Просто надо  хорошо знать эту «математику» и возможность человека выбирать случайные числа из возможных. Но лучшая импровизация, конечно, когда в ней намешаны все три составляющие.

   Я думаю, кому-то будет странно, что ди-джей рассказывает про джаз. А уж те, кто слышал наш предыдущий альбом 2010-го “Dusty Stuff”, будут почти в шоке. «Dusty Stuff» был с клубным звучанием и треками в стилистике disco house, broken beat, funk, raggaeton. И тут – на тебе. Но вы просто послушайте новый альбом. Обязательно послушайте, и если вам не понравится – скажите, что не понравилось. Все честно, мы делали искренне, получилось или нет – решать не нам.
   Вы можете послушать новый альбом «the Room Orchestra» уже сейчас, он доступен по ссылкам: 

http://roomorchestra.kroogi.com/ru/download/2842607-Esli---2014.html

https://www.facebook.com/roomorchestra

https://itunes.apple.com/us/album/esli.../id881959989

http://vk.com/theroomorchestra

Над альбомом «Если…» работали:

Татьяна Таланова - вокал,
Стас Майнугин - клавишные, саксофон, гармонизация
Виктор Колесов - гитара,
Дмитрий Денисов - гитара,
Bharata Rajnosek (Чехия) - труба и флейта,
Борис Ицкович - скрипка,
Владимир Смирнов - барабаны,
Михаил Бушуев - клавишные,
Валерия Храпова - скрипка,
Наталья Коноплева - скрипка,
Наталья Федькова - виолончель,
Алексей Крутиков - аранжировка, запись, сведение, перкуссия

Яркуб

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе