«Классика — это витамины, которыми я подкрепляюсь наедине с собой»

Ванесса Мэй — о том, почему она не будет защищать Pussy Riot.

Фото: Антон Ларин

Виртуозная скрипачка и начинающая лыжница, Ванесса Мэй вновь приедет в Москву, чтобы выступить перед многотысячной аудиторией «Крокус Сити Холла». О своем непрекращающемся концертно-спортивном слаломе госпожа Мэй рассказала обозревателю «Известий».

— Что будете играть в Москве?

— Я еще не решила. Каждый день что-то меняется. До Москвы у меня будут и другие выступления — понятия не имею, что там буду играть. Обычно принимаю решение в день концерта.

Я счастлива, что приезжаю в Москву каждый год. Это нечто вроде традиции. Знаете, в детстве на Рождество я всегда ходила на «Щелкунчик» Чайковского. Год от года музыка не менялась, постановка, бывало, тоже оставалась неизменной. Но это такие вещи, которые стоит делать каждый год. И порой мне даже кажется, что зимний концерт в Москве — это то, что я должна делать всегда.

— Многие западные артисты используют московские концерты для того, чтобы призвать россиян к борьбе за свободу, за права меньшинств или хотя бы поддержать Pussy Riot. Не собираетесь сделать нечто подобное?

— Я понимаю, что у каждой публичной фигуры есть весомый голос. Но мой единственный подлинный голос — это музыка. Конечно, все мы интересуемся политикой в той или иной мере, но лично я даже никогда в жизни не голосовала. Ни живя в Лондоне, ни в Швейцарии, куда я переехала теперь.

Наши вкусы меняются. И в отношении музыки это здорово. Но если вы сделаете резкое политическое заявление, а потом измените свою точку зрения, на ваши плечи ляжет большая ответственность. Так что лучше и не начинать.

— Вы не оставили свою затею участвовать в Олимпийских играх в Сочи?

— Когда вы позвонили, я как раз делала растяжку. Всю эту неделю я посвятила тренировкам — наконец-то! Еще два года назад я задумала готовиться к квалификации на Сочи, но хорошего тренера найти очень трудно. Теперь я его наконец-то нашла, и в конце лета мы начали заниматься.

Я еще не участвовала в своих первых лыжных соревнованиях, так что перезвоните попозже, и я смогу рассказать вам про свои олимпийские планы. В любом случае, лыжи — это мой жизненный приоритет.

— В сфере кроссовер (смешение разных стилей, в данном случае — классики и поп-музыки. — «Известия») вы абсолютная чемпионка. Ждет ли вас такой же успех на лыжне, пока никто не знает. Что вы будете чувствовать, если проиграете на Олимпиаде?

— Я не стремлюсь ни на какие подиумы. У меня нет иллюзий насчет того, что я не попаду даже в число 50 лучших лыжников в мире. В восемь лет, когда я осваивала скрипку, эти ребята вовсю занимались лыжами и гимнастикой. И вот я, которой за 30, появляюсь со своим упорным желанием участвовать в играх. Разумеется, моя единственная цель — пройти квалификацию, и если это удастся, я буду очень горда собой. К тому же быть олимпийской скрипачкой — мне кажется, это круто. Но никаких шансов попасть на лыжный подиум у меня нет.

— Тогда что толкает вас с таким упорством тратить время на тренировки, жертвуя музыкальными занятиями?

— Если вы родились с талантом к чему-то одному, вы не должны на этом останавливаться. Вместо того чтобы всю жизнь заниматься привычным делом, попробуйте охватить нечто большее. Да, мои занятия спортом отбирают время у скрипичной игры. Зато я чувствую, что они возвращают мое сердце к музыке.

— В мире большого спорта самой злободневной проблемой стал допинг. У музыкантов есть нечто подобное?

— Когда вы в спортивной команде, когда защищаете честь страны — вы испытываете сильнейшее психологическое давление. Понимаю, что допинг — это плохо, но могу понять и спортсменов.

Что касается музыкантов, я точно знаю, что некоторые из них принимают блокаторы горечи. У меня было другое. В детстве я была медлительной и вялой, поэтому родители и педагоги давали мне кофеин. Обычный кофеин — колу или кофе, просто чтобы расшевелить меня. Я так нервничала на сцене, вот они и смягчали мое наказание кофеиновой подпиткой. Став старше, я стала нервничать только больше: ведь передо мной огромное количество людей, и мне нужно сделать так, чтобы всем было хорошо.

Я не курю, но один из моих продюсеров был заядлым курильщиком, и пока я писала с ним альбом, мы с моим псом были насквозь прокурены. Марихуану я впервые попробовала в присутствии мамы и бабушки. Думаю, безопаснее узнавать такие вещи в надежном окружении, когда тебя могут проконтролировать. Но я никогда не была алкоголиком, курильщиком, мне неинтересны наркотики.

— Принято считать, что кроссовер открывает народным массам путь к классической музыке. Но кто-то точно подметил, что в реальности едва ли можно найти такого человека, который пристрастился бы к классике после кроссовера.

— Мда, это действительно интересный вопрос. Все кроссовер-артисты, с которыми мне приходилось работать, вышли из поп-индустрии. Многие из них не признают, что их треки основаны на Вивальди или Бахе — просто ставят свое имя, поскольку первоисточник уже не охраняется законом об авторском праве. Но когда я пришла к кроссоверу, моя любовь к чистой классике только усилилась. Кроссовер — это моя идентичность. Именно на языке кроссовера я общаюсь с публикой, и мне это нравится. Но если вы посмотрите на мою домашнюю коллекцию музыки, вы увидите огромное количество классики. Потому что классика — как витамины, которыми я подкрепляюсь наедине с собой. Слушатель или зритель не так нуждается в этих витаминах, как мы, артисты.

— Вполне безобидный допинг.

— Да, но слушателям классику нужно преподносить в небольших дозах. Людям свойственно быстро уставать, я и сама часто переключаюсь с одного на другое. Поэтому я считаю, что лучшая классика, как и все великое, — это классика в кратком виде. На самом деле люди даже не подозревают, насколько много классической музыки звучит в фильмах, на телевидении. Благодаря такой музыке, они переживают чудесные моменты, даже не задумываясь об источнике своего счастья. Люди любят классику больше, чем им кажется.

Ярослав Тимофеев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе