«Kiss навсегда останется огнедышащим драконом»

Гитарист группы Томми Тайер — о скандалах за кулисами, бесконечном туре и отце-ветеране Второй мировой.
Фото: REUTERS/Marketplace/USA Today News


Новый состав Kiss дебютировал на русском корпоративе, будущей звезде приходилось подавать кофе Джину Симмонсу и Полу Стэнли, а знаменитое выступление группы на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити едва не сорвалось из-за истерик Эйса Фрэйли. Об этом «Известиям» рассказал лидер-гитарист Kiss Томми Тайер. Беседа состоялась в преддверии выступлений глэм-рокеров в Санкт-Петербурге (11 июня) и Москве (13 июня). Ранее Kiss объявили, что тур-2019 будет прощальным.


— Первым музыкальным инструментом для вас был саксофон. Какое влияние он оказал на ваш стиль гитарной игры?

— Я воспитывался в настоящей музыкальной семье — моя мама была первоклассной скрипачкой и вокалисткой. Дома у нас всегда звучала отличная музыка, было множество пластинок — и классические произведения, и бродвейские постановки…

А я начал с саксофона — стал играть на нем в школьном оркестре в 11 лет. Также изучал сольфеджио. Всё вместе помогло мне в итоге найти себя. Позже, когда мне было лет 12–13, я взялся за гитару, ибо к тому времени уже стал заядлым поклонником рок-н-ролла и рока. Когда только начал играть, слушал диски Kiss и мечтал, что когда-нибудь стану Космическим пришельцем (сценический образ гитариста Эйса Фрэйли. — «Известия»). Но саксофон так и жил со мной вплоть до окончания школы.

— Можете ли назвать себя счастливым человеком? Ваша мечта исполнилась.

— Конечно! Я играю на лидер-гитаре в одной из самых крутых и успешных рок-групп, мы выступаем на самых больших площадках. Каждый человек, каждый ребенок имеет мечту, и я как раз из тех, кто ее реализовал. Но до сих пор живу мечтой и в мечте.


Томми Тайер
Фото: TASS/AP/Evan Agostini


— Это правда, что вам на первых порах приходилось помогать создателям Kiss — басисту Джину Симмонсу и вокалисту Полу Стэнли — по хозяйству?

— Да, бывало всякое. Я познакомился с Джином в 1985-м. Моя тогдашняя группа Black N’Blue выступала на разогреве перед концертами Kiss: более двух десятков шоу в течение почти двух месяцев. Джин и Пол предложили мне стать их помощником. Приходилось делать всё: ходить за кофе, красить стены... Но мое эго не пострадало нисколько — у меня была работа и я работал на Kiss! Уже позже мы вместе с Джином написали две вещи для альбома Hot in the Shade — Betrayed и The Street Giveth and The Street Taketh Away.

Со временем я стал роуд-менеджером, продюсером клипов и прочих видео. А от менеджмента и оргвопросов периодически переключался на музыку: в частности, помогал гитаристу Эйсу Фрэйли и ударнику Питеру Криссу заново разучивать партии композиций 1970-х перед реюнион-туром 1996–1997 годов.

В 1998 году на волне мегауспеха этого тура вышел студийный альбом Psycho Circus. Работа над диском шла сложно, и в итоге почти во всех песнях звучит моя гитара, а Эйса Фрэйли можно услышать только в трех композициях. Собственно, и Питер Крисс (участник первоначального состава Kiss. — «Известия») барабанит на этом диске только в одном треке.

— Вы помните момент, когда официально стали полноправным участником Kiss?

— К концу так называемого «прощального тура» 2000–2001 годов в Kiss начались разборки — Эйс хотел получать больше денег, а Джин с Полом считали по-другому. В результате постоянной ругани и угроз со стороны Эйса сорвать шоу последним его выступлением с группой стала церемония закрытия зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити. Я по просьбе менеджера стоял за сценой в полной боеготовности, чтобы в любой момент заменить Эйса, если тот вдруг психанет.

Эйс тогда сдержался, а я впервые вышел на сцену в его образе Космического пришельца почти через месяц. Это был русский корпоратив на Ямайке, посвященный 30-летию богатого русского парня. Несколько сотен гостей, куча девушек-моделей — этакая гедонистическая тусовка юных толстосумов. Kiss были гвоздем программы.

— Какие чувства вы тогда испытали?

— Конечно, я волновался и был на пике эйфории. Но к тому моменту я уже примерял грим Пришельца прикола ради. Где-то за восемь лет до того был участником трибьют-группы Kiss, а Джин и Пол смотрели на меня и забавлялись. Возможно, они поняли, что когда-нибудь я смогу встать с ними рядом уже не в качестве «потешного».

В итоге я не проходил каких-то прослушиваний и конкурсных отборов. Джин и Пол хорошо меня знали, а я отлично знал материал Kiss, а главное — любил его. Первый официальный мой выход в качестве соло-гитариста состоялся в Мельбурне на шоу Kiss Symphony в 2003 году.


Участники группы Kiss Джин Симмонс, Пол Стэнли и Томми Тайер (слева направо)
Фото: TASS/DPA/picture-alliance/Sebastian Willnow


— Вам довелось поработать и тур-менеджером группы. Что было самым сложным в этом деле?

— Это была самая трудная работа, которую я когда-либо выполнял, и, конечно, очень ответственная. Теперь смотрю на нее как на отличную школу жизни. Трудиться приходилось 24 часа семь дней в неделю, да и работа, по сути, неблагодарная. Все достают тебя то тем, то этим, одному нужно то, другому не нравится это...

Занимался я менеджментом в течение нескольких лет, но уже в тот период я записывался и репетировал. К моменту, когда у Kiss возникли проблемы, оказался в нужное время в нужном месте. Да еще знающим процесс изнутри, да еще и гитаристом (смеется).

Наконец, не стоит забывать о важности зоны комфорта между людьми, а создать и сохранить ее у меня получилось. Это особенно важно, когда становишься старше. Думаю, у нас в Kiss сейчас очень хорошая атмосфера.

— Знаю, что ваш отец Джеймс Тайер воевал во время Второй мировой и даже стал героем, а группа Kiss хорошо известна поддержкой американских ветеранов, пострадавших в ходе боевых действий.

— Спасибо, что вспомнили моего отца. Бригадный генерал Джеймс Тайер ушел минувшей осенью, ему было 96 лет. Отец прожил удивительную жизнь. В США его больше всего уважают за то, что 4 мая 1945 года воинское формирование под его командованием обнаружило концлагерь недалеко от города Вельс в Австрии и освободило 15 тыс. евреев. За это отца наградили орденом «Серебряная звезда». После завершения службы он был бизнесменом, преподавателем и общественным деятелем в Портленде.

Кстати, он регулярно посещал шоу Kiss, был хорошо знаком с Джином, Полом и Эриком Сингером (ударник Kiss. — «Известия»). Парни его очень любили. Но, несмотря на всё это, я был удивлен, увидев всех троих на его похоронах в Портленде. Они специально приехали из Лос-Анджелеса. Ну а в знак признательности к нему и военным-героям, особенно тем, кто получил ранения и нуждается в лечении и реабилитации, часть сборов от концертов нашего прошлого тура мы направили в специальный благотворительный фонд.


Группа Kiss
Фото: организаторы концерта KISS


— Когда этот тур закончится, что будет с Томми Тайером?

— Во-первых, тур может продлиться не год и не два. Во-вторых, я всегда найду себе занятие в рамках если не группы, то проекта и бренда Kiss. Ведь музыка, логотип, вся история Kiss никуда не денутся, даже если группа не будет гастролировать. Kiss навсегда останется живым организмом, этаким огнедышащим драконом. Есть у меня и другие интересы, проекты, благотворительная деятельность, другая музыка. В общем, от скуки Томми Тайер не умрет.



СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Американская рок-группа Kiss была основана в 1973 году. Известна экстравагантным сценическим макияжем ее участников, а также пиротехническими эффектами.

Дискография включает 20 студийных и шесть концертных альбомов. В общей сложности коллектив продал больше 100 млн записей. Нынешний состав коллектива включает двух сооснователей (Джин Симмонс и Пол Стэнли) и двух участников, присоединившихся позже: Томми Тайер стал лидер-гитаристом в 2002-м, Эрик Сингер сел за ударные в 2004-м. В 2018 году Kiss объявили, что тур 2019-го станет последним

Автор
Дмитрий Сараев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе