«Хор — прообраз идеального государства»

Исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло — о том, как увлечь россиян хоровым пением.

Фото: Алексей Кондрашкин

1 октября в России стартует крупнейший в истории страны хоровой фестиваль. Исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло рассказал корреспонденту «Известий» о возрождении поющей нации.

— Вы планируете проводить хоровой фестиваль в течение двух лет. Как распределятся события?

— В первый год мы проведем отборочные туры по районам и регионам. Во второй — в федеральных округах. Заключительные этапы фестиваля будут проходить в столицах — Москве и Санкт-Петербурге.

— Среди участников представлены только академические хоры?

— Пока да, сейчас важно в первую очередь сформировать структуры, чтобы сама идея начала работать. Нам бы хотелось в будущем ввести дополнительные номинации для детских и взрослых народных хоров. Эту часть хорового пения нельзя исключать. Такой же позиции придерживаются дома народного творчества и филармонии.

— Как вы пришли к идее хорового строительства?

— К пониманию того, что хор — это больше, чем элемент культуры, меня привели «Орестея» Эсхила и «Царь Эдип» Софокла. В Древней Греции хор воспринимался как метафизическое и сакральное понятие. Это был своего рода прообраз идеального государства. Поэтому я считаю, что развитие хорового искусства может оказать огромное воздействие на развитие общества. Важно, что хоровое общество состоялось. Причем идея оказалась настолько востребованной, что организация была создана в кратчайшие сроки.

— Как выглядит ее структура?

— Аппарат хорового общества — шесть человек. Открыто 83 филиала в регионах. Сейчас нужно завершить формирование попечительского совета, продолжаем работать над созданием школьных и губернских хоров.

— Возглавил общество Валерий Гергиев. Он курирует вашу работу?

— Всероссийское хоровое общество — общественная организация. Здесь не может быть никакого курирования. Валерий Абисалович — председатель, но он не должен заниматься одними только хорами с утра до вечера. Гораздо важнее его авторитет и профессиональные качества. Достаточно вспомнить, что первый концерт Детского хора России был дан на знаменитой сцене Мариинского театра в сопровождении одного из лучших в мире симфонических оркестров. К тому же нам очень помогает председатель попечительского совета ВХО Ольга Юрьевна Голодец.

— Таким образом в хоровом обществе три лидера: вы, Валерий Гергиев и Ольга Голодец?

— Скорее мы все фанаты одного дела, но каждый по-своему. Мне, например, повезло, что я не музыкант и могу общаться с исполнителями, с хормейстерами без оценок их профессиональных качеств.

— Почему о пении хором заговорили в последние пару лет?

— Общество приходит к пониманию того, что развитие страны невозможно без духовного, культурного, нравственного развития каждого человека. Хор объединяет людей независимо от религии, национальности, социального положения. Кстати, ярким подтверждением этому стал созданный нами сводный детский хор России. В нем выступают дети со всей страны — от Дагестана до Чукотки. Они ведь не только поют — они дружат, учатся понимать друг друга.

— Ваше предложение о ежегодном выступлении сводного детского хора в День России поддержано?

— Пока обсуждается. Хотя это стоит в пять раз дешевле, чем проект участия хора в культурной программе сочинской Олимпиады. Там нам понадобилось 150 млн рублей, а здесь хватило бы порядка 30.

— Как часто и где вы бы собирали этот хор?

— Летом на хоровой смене в «Артеке». В День Конституции. На мероприятиях уровня саммита АТЭС, чемпионата мира по футболу, Универсиады, Экономического форума в Санкт-Петербурге. Если проводятся такие мощные международные форумы, то сам бог велел привезти туда детишек и показать их мировой общественности. Мы всё ищем российские бренды, а хор может стать таким брендом. Это же уникально, что собрались дети всех регионов, национальностей, религий.

— О том, как проходит опыт введения хорового пения в школе, расскажете?

— Этим занимается Министерство образования. У меня пока нет статистики, поэтому делать какие-то выводы рано. У нас есть вопросы по поводу отказа от системы Кабалевского (создатель педагогической концепции массового музыкального воспитания школьников. — «Известия»). По нашему мнению, ей не дали реализоваться и развиться, создав в свое время некий суррогат.

— Чего не хватает сейчас Всероссийскому хоровому обществу?

— Думаю, что нужна еще большая политическая поддержка. На первом этапе нас поддержали президент и вице-премьер. Теперь предстоит пройти следующий этап: необходимо заложить финансирование ВХО в бюджет России. Ольга Голодец делает всё, что в ее силах, для решения этого вопроса. Очень надеемся, что к нашей проблеме с пониманием отнесется и президент. Ведь если выделяются 2 млрд рублей на инновационные культурные центры, то дать какие-то средства Всероссийскому хоровому обществу ничего не стоит. Это было бы гораздо эффективнее.

— Как вы формулируете свою миссию?

— Довести Всероссийское хоровое общество до самовоспроизводства как в творческом, так и в финансовом отношении. Создать четкую отлаженную систему региональных филиалов ВХО и межрегиональную сеть.

— Когда хоровое общество достигнет этого уровня?

— Прогнозы давать рано, мы движемся лавинообразно. Сейчас стоит задача в течение трех лет собрать в обществе не менее 3 млн членов, то есть добиться, чтобы хоровое движение в России приобрело по-настоящему массовый характер.

Ну-ка хором!

Волна увлечения хоровым искусством захватила и Государственную думу: председатель профкома аппарата ГД Ольга Григорьева объявила о приеме заявок на вступление в хоровой коллектив. Прослушивания должны начаться уже в октябре, однако новоявленному хору предстоит решить еще множество проблем: пока не определен состав, не назначен хормейстер, не выбран зал.

Точно известно, что в костяк «поющей Госдумы» вошли 20 человек, которые на собственные средства уже приобрели баян. Об этом «Известиям» сообщила оперная примадонна, член комитета Госдумы по культуре Мария Максакова.

— Это очень трогательная инициатива, исходящая изнутри: эти люди уже какое-то время собираются и так, без публичных заявлений. В хор идет открытый набор, и они рады всем, кто хочет и готов проводить с ними время таким образом. Всё, чего они просили, чтобы им иногда, в свободное время, по усмотрению руководства предоставлялся Малый зал, где они могли бы собираться и петь, — рассказала Мария Максакова.

По словам певицы, если коллектив разрастется до более крупных размеров, она готова его поддержать и оказать «профессиональную помощь». А на данном этапе хору следует дать полную свободу — «они пока сами не знают, что будет их коронным номером».

— Все зависит от того, сколько людей войдет в коллектив и насколько будут совпадать их желания и возможности. Всё, что я могу сделать сейчас, — это что-нибудь предложить, — считает депутат.

Председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ, исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло воспринял инициативу Госдумы как личную победу.

— Я считаю, что это результат нашей работы: несколько лет назад у нас мало что знали о хоровом пении. То, что происходит сейчас, доказывает: нам удалось возродить интерес к этой сфере культуры. Что касается Госдумы — это здорово, правильно, — отметил Павел Пожигайло.

По мнению Пожигайло, вопрос репертуара хора Госдумы чрезвычайно важен: хор обязательно должен петь классику. В качестве примеров собеседник «Известий» назвал сложные хоровые партитуры: «Реквием» Верди, «Литургию» Чайковского, сочинения Прокофьева и Рахманинова. Начать же надо с популярных песен.

— Считаю, что хор в юбилейный год Пахмутовой должен спеть «Команду молодости нашей» и «Орлята учатся летать», — рекомендовал Павел Пожигайло.

Исполнительный директор ВХО посоветовал начинающему коллективу обратиться непосредственно в общество:

— Мы бы помогли наладить качественное пение. Подключили бы хороших хормейстеров: Владимира Минина, Геннадия Дмитряка, Академию хорового искусства имени Попова. Люди поют, чтобы душа лечилась, отдыхала. Наши политики должны подавать в этом пример. Думаю, это положительно скажется на законопроектах.

Наличие же в составе Госдумы профессиональных певцов (пока все 20 заявок от хористов-любителей), по мнению Пожигайло, только плюс.

— Если бы Мария Максакова или Иосиф Кобзон выступали с хором Госдумы, было бы замечательно. Выступления с солистами всегда создают колорит и украшают любой концерт. Надеюсь, в скором времени у нас появится хор правительства или администрации президента, — высказал свои пожелания Павел Пожигайло.

По мнению руководителя Московского синодального хора и главного хормейстера Третьяковской галереи Алексея Пузакова, инициатива профкома аппарата Госдумы, безусловно, интересная и предназначена «для души».

— Обычно в таких коллективах поют разную музыку: и народные песни, и духовные, и песни советского периода. Всё зависит от участников. Но, на мой взгляд, занятия должны иметь еще и просветительский характер, расширять творческое поле деятельности. Так что необходимо предлагать хористам и более серьезную музыку, — считает хормейстер.

И хотя сам Алексей Пузаков возглавлять хор Госдумы не стал бы (в силу принадлежности к духовному направлению творчества), многих своих коллег он мог бы порекомендовать.

— У меня есть на примете несколько хормейстеров, которые с удовольствием бы этим делом занимались, — заявил собеседник «Известий».

Если инициатива получит продолжение и коллектив состоится, Россия станет первой страной с поющим парламентом. Хотя на чужой опыт (или его отсутствие) равняться не стоит: наша страна всегда была поющей.

Анна Ефанова, Виктория Иванова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе