Как звучит русская Голландия?

Как звучит русская Голландия?
Фолк-группа «Сиблинги» из Рыбинска отыграла два концерта в Голландии: в Амстердаме и Утрехте. Музыканты делятся впечатлениями и любопытными наблюдениями.

Братья по разуму

 Такие продолжительные (девять дней), а тем более европейские гастроли для рыбинских «Сиблингов» первые. Интересна сама предыстория этого путешествия. Группа отправилась в Нидерланды по приглашению местного сообщества русскоговорящих иммигрантов. Люди, живущие вдали от родины, стараются не забывать свои корни, свою культуру и язык. И организуют концерты, фестивали, куда приглашают музыкантов из России. Впрочем, далеко не всех. С перепевками и каверами там «просят не беспокоиться». Наши бывшие соотечественники предпочитают эксклюзив: оригинальных исполнителей с авторским творческим багажом. Под это требование рыбинские «Сиблинги» подходят на все сто.

Музыкальные сайты часто относят группу к русскому фолку. Однако тем, кто знаком с их творчеством, понятно: у них свой самобытный саунд, и мерить их аршином какого-то одного направления можно лишь с большой долей условности. Диалог с гитарой ведет экзотическая для фолка виолончель, в разговор звонко вступает балалайка, отдельные композиции приправлены пряными ритмами восточных барабанов. В лирических песнях есть неуловимая русская печаль, раздумья о жизни, любви, месте человека в огромном мире, рассказанные родниковым языком метафор и мифологических образов; в других – мальчишеский задор и забористые ритмы.

Эту разноплановость и неповторимость звучания ценят, как оказалось, не только в России. Европа тоже не смогла устоять. По крайней мере, русскоязычное население Амстердама. С музыкой рыбинцев голландские поклонники познакомились в интернете. (В сети можно найти песни практически со всех их альбомов, включая последние – «Луна и Солнце» и «Дреды Велеса»). Послушали, почувствовали что-то родное (к слову, название «Сиблинги» означает «дети одной семьи») и впечатлились настолько, что решили пригласить музыкантов в гости, взяв на себя все расходы на перелет и проживание.

- Для нас это было очень неожиданно! Оказывается, нашу музыку слушают в Европе, а мы и не догадывались, — говорит основатель группы Сергей Васильев. – Нас пригласили выступить в Амстердаме. Ежегодно там проводится международный музыкальный фестиваль, который называется очень просто — «Русская гитара».

К слову сказать, на гастроли группа отправилась не в полном составе. Фолк-сборную представляли Сергей Васильев (автор большинства песен и стихов к ним, голос, гитара), Валентина Яковлева (виолончель) и Михаил Лукьянов (ударные).
http://gazeta-rybinsk.ru/wp-content/uploads/2015/10/NPZUEy2C364.jpg
«Вирусное» русское слово

 Фестиваль устраивается в парке голландской столицы, прямо под открытым небом. Идеально постриженный газон, ухоженный парк – уютный природный уголок, располагающий к непринужденному творческому и дружескому общению. «Сиблинги» на «Русской гитаре» были гвоздем программы, хэдлайнерами на этом междусобойчике русскоязычных иммигрантов и музыкантов из разных стран.

- Мы оказались там единственными, кто играл группой, в основном участники фестиваля – это исполнители-одиночки, барды, — рассказывает Валентина Яковлева. – Нас встречали очень тепло.

Второй концерт был уже сольный, в Утрехте – старинном городе с мощными культурными традициями. На сей раз ребята выступали в клубе, в самом сердце города на берегу канала.

- Очень красивое место, вечером включается иллюминация, вся набережная канала в огнях, которые отражаются в воде. Сам клуб небольшой, чем-то напоминает наш «Перекресток» — старинное здание, кирпичные своды, — продолжает Валентина, — туда приходят общаться, танцевать, слушать музыку.

Любопытно, что зрители там отличаются от наших, как отметили музыканты. Вкусы имеют свои особенности. В Голландии на ура шли бодрые и веселые композиции из «Профальбома» — вроде песни про металлургов и сталеваров.

- Слушают люди очень внимательно, ловят каждое слово, никаких гуляний на перекуры, только во время перерыва. Может, потому что психология иная: раз заплатил за билет, надо брать от концерта по максимуму, — размышляет Сергей.

Еще одним приятным для «Сиблингов» сюрпризом стало то, что публика подчистую смела все диски, которые они привезли на продажу.

- В России такого никогда еще не было! – обрадованы рыбницы вниманием европейцев. Причем не только наших бывших соотечественников (хотя, конечно, их среди слушателей было большинство), но и тех, кто никогда не был в России. Да и вообще, слухи о том, что на Западе не знают русский рок, сильно преувеличены. В распространении музыки срабатывает вирусный эффект: песни передаются из уст в уста, и границы им не преграда. Одной такой любопытной историей поделился барабанщик Михаил Лукьянов:

- Мы познакомились с черным парнем из Анголы, работает почтальоном, он фанат Цоя и Бориса Гребенщикова. Он даже пел нам «Белый снег, серый лед» с огромным акцентом! Оказывается, по соседству с ним жили украинцы, проходя мимо их двери, он слышал музыку, которая почему-то запала ему в душу. Теперь он самостоятельно учит русский язык, чтобы искать в интернете русские рок-группы, понимать, о чем они поют.


Национальная идея для потомков Рембрандта

 За девять дней музыканты успели осмотреть местные архитектурные достопримечательности, побывать в голландском Нью-Йорке, как местные жители называют Роттердам, посетить музеи (правда, жутко дорогие –

17,5 евро за билет), исколесить хваленые велодорожки, но самое большое впечатление произвели на них… люди.

- Открытые, доброжелательные, а какие гостеприимные! Принимающая сторона делала все, чтобы нам было комфортно, — признаются «Сиблинги».

Наши соотечественники в Голландии устраиваются кто как может. Одни работают в офисах, IT-специалистами, на производстве, другие зарабатывают ремонтами (отделочники там очень востребованы), третьи живут на весьма неплохое пособие, а взамен выполняют различные социальные поручения: от сортировки писем до ухода за престарелыми. И в большинстве случаев, если вы хвалите какую-то сторону их жизни, голландцы в унисон восклицают: королева постаралась! Одним из таких достижений, которое русскими воспринимается с удивлением, является то, что в городах при идеальном качестве дорог крайне мало машин. Зато очень много велосипедов, едва ли не больше, чем жителей страны. Ну и, конечно, наши путешественники тоже оценили прелести двухколесного передвижения.

- На дорогах там главный не автомобилист и даже не пешеход, а велосипедист, — поделилась Валентина. — Велосипедные дорожки, велопарковки, недорогой прокат на каждом углу. Сама видела, как машина, разворачиваясь, слегка заехала на велодорожку, никому при этом не помешав. Велосипедист, проезжавший мимо, неодобрительно постучал водителю по капоту: эй, товарищ, ты не прав. У нас это был бы очень отчаянный поступок.

Правда, и кражи велосипедов происходят постоянно и повсеместно.

- Наша хозяйка как-то сказала: «Этот велосипед у меня, наверно, семнадцатый», — говорит Сергей.

Проблему засилья автомобилей во дворах в Нидерландах решили, может быть, радикальным, но весьма действенным способом.

- За парковку у дома житель должен платить большую арендную плату в муниципалитет. Другое дело – электромобиль. Этот вид экологичного транспорта там раскручивается на государственном уровне. Тебе и личную парковку предоставят у дома бесплатно, и устройство для зарядки к ней, за которое тоже платить не придется. Даже катера, курсирующие по каналам, переходят на электричество. Новые лицензии бензиновым не выдают, — говорит Михаил Лукьянов.


 Кстати, о птичках

 Борьба за экологию – настоящая национальная идея, которой охвачены все слои населения. Вот еще один пример из жизни голландцев. О нем рассказал Сергей Васильев:

- Русские иммигранты, подрабатывающие ремонтами, у очередной клиентки заметили в саду спелую вишню. Естественно, сорвали на пробу несколько ягод. На следующий день бабушка-хозяйка принесла им пакет магазинных ягод: «Ешьте, если хотите, только с дерева не рвите – это птичкам, они-то в супермаркете купить не могут»…

История на первый взгляд презабавная, но вместе с тем очень показательная, заставляющая задуматься. Уличные урны на солнечных батареях, чистый воздух даже в крупных центрах, тридцать три вида молочных продуктов – да, пока эти вещи мы не можем себе позволить. А донести мусор до контейнера? Улыбнуться при встрече соседу? Разве на это мы тоже не способны? И вряд ли можно оправдать сложной экономической ситуацией или каким-то политическим курсом хамство на дорогах. Это внутреннее состояние людей, сказал бы пессимист. А оптимист бы добавил: но зато, чтобы сделать шаг в другую сторону, достаточно измениться самим, стать доброжелательнее и проявлять больше гражданской активности. Просвещенная Европа в этом смысле показывает нам отличный пример: захотелось, чтобы душа свернулась и развернулась, – взяли и организовали концерт, пригласили понравившуюся группу. Сами, не дожидаясь, что кто-то сделает это за тебя.

Конечно, нельзя сказать, что у нас совсем не видно гражданских инициатив или нет народных проектов. Они есть. К 9 Мая на деньги, собранные рядовыми рыбинцами и местными предприятиями, проведена реконструкция мемориала «Огонь Славы». Активисты-экологи регулярно организуют десанты на замусоренные берега Волги и в парки города, сажают именные деревья в честь ветеранов войны на бульваре 40 лет Победы. Летом под Рыбинском проходил музыкальный фестиваль «Макушка лета» — это тоже частная инициатива, при этом его создатели сделали посещение абсолютно бесплатным для всех желающих. Но все эти всплески гражданской активности остаются пока единичными, из ряда вон. Тем не менее круги от этих всплесков расходятся, ширятся, охватывая все больше и больше людей. И что интересно, личности творческие здесь оказываются на передовой, проявляют себя наиболее восприимчивыми к идеям самоорганизации общества.

– Музыка сближает, объединяет людей, это чувствуешь, когда выступаешь и в России, и за рубежом, — соглашаются «Сиблинги». Они знают, о чем говорят — им уже удалось построить свой мостик в Европу.
Автор
ОЛЬГА ГРЖИБОВСКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе