Как балалайка до Англии довела

О чём может говорить дилетант с музыкантом? О жизни. Мой собеседник - Степан Иванович Вишневский, дирижёр-консультант оркестра Дома культуры «Радий», что на Липовой горе. Честно говоря, не предполагала, что разговор получится таким интересным. То, что я узнала, заставило не только проникнуться уважением к нему и его семье, но и в очередной раз удивиться волшебной силе искусства.

 

Степан Иванович родился в Тернопольской области, на Украине.

- Там все поют. Нет такого человека, кто не поёт. В поле рано утром женщины идут - поют, возвращаются - поют. Парни вечером с работы усталые - тоже поют, да как! На два-три голоса.

Мама была колхозницей. Отец сам по себе: и по дереву мастер, и по камню, и лучший в районе печник. Песни в доме - обычный атрибут праздников и будней - как у всех.

Первый инструмент, который попал в руки Степану, - мандолина. Малышом он расковырял на ней всю инкрустацию, попробовал не только на ощупь, но и на вкус. Мандолина долго потом валялась в доме, играть на ней стало нельзя, но именно она, как считали родные, и определила Степанову судьбу.

Громкой славой пользовался в селе школьный струнный оркестр. Им руководил замечательный человек, питерец Павел Архипович Базулев. Несмотря на перебитый на войне палец, он виртуозно играл на всех инструментах, особенно на гитаре. Заворожённую его искусством ребятню учил в сельском клубе нотной грамоте, игре на балалайке, и вся компания, Степан в том числе, буквально ходила за ним по пятам.

После восьмого класса Степан объявил родителям, что бросает школу и будет поступать в Тернополе в музыкальное училище. Разразился скандал, но он настоял на своём. Каждый день теперь ездил на поезде в город, в училище, возвращался - и сразу в вечернюю школу, домой приходил только спать.

Главным в его жизни стала музыка, а новым кумиром - педагог по классу Евгений Владимирович Журавлёв. Степан пришёл в училище, не зная ничего, кроме деревенских мелодий и «Светит месяц». А там пришлось постигать Баха, Генделя. Было трудно, но он постигал. Занимался самозабвенно, не ощущая времени, по пять-шесть часов кряду.

И «переиграл руку». По предписанию врачей отдыхал целый год, окончил вечернюю школу, а когда вернулся в училище, узнал, что Журавлёв тут больше не работает - уехал в Нижний Тагил. Степан чуть не заплакал от такого «сюрприза». Казалось, рушилось всё. Вся жизнь. И он, бросив всё, кинулся за учителем на Урал.

Такие поступки возможны, наверное, только в юности.

Музыкальное училище заканчивал уже в Нижнем Тагиле. Ещё во время учёбы Журавлёв помог ему устроиться концертмейстером во Дворец культуры металлургического комбината и решить тем самым материальные проблемы жизни. Степану всё больше нравился город и Урал вообще - его впечатлительной душе везде чудилась тень Хозяйки медной горы, суровые уральские пейзажи казались сказочными.

Новый поворот судьбы вернул к прозе жизни. На четвёртом курсе Степана призвали в армию. За три года службы он побывал и танкистом, и артистом. Ансамбль песни и пляски второй танковой армии вспоминает сейчас как ещё одно музыкальное образование:

- Какие были люди вокруг! Умные, интересные, талантливые, некоторые окончили консерваторию, - просто общаться с ними было удовольствие. И такая школа! Я играл на балалайке, домре. Когда прикажут (это всё-таки армия), и на гитаре.

После окончания службы в Германии, вернулся на Урал. Через год уже руководил оркестром металлургического комбината имени Ленина. Окончил с отличием музыкальное училище. Выпускной экзамен сдавал вместе со своим оркестром.

Стоит ли удивляться, что недавно обретённая им молодая жена Юля играла там же на домре.

Получили квартиру, родился сын Ванечка. Глядя на крохотное создание, хотелось теперь только одного - защитить его от всех бед на свете. А в Нижнем Тагиле дымящие со всех сторон трубы.

В поисках экологически более благоприятного места вспомнил приглашение товарища по армейскому ансамблю побывать в Ярославле. А потом попалось объявление в газете, что ярославскому Дому культуры «Радий» требуется художест­венный руководитель. Так молодая семья Вишнев­ских оказалась в нашем городе.

Дату первого своего музыкального занятия здесь Степан Иванович помнит до сих пор - 2 октября 1971 года. Юлия Ивановна стала работать в музыкальной школе № 4. Учила детей и играла в оркестре мужа на домре и гуслях. Через четыре года у Вишневских родилась дочка Кристина.

Жизнь продолжалась своим чередом. В чём-то она была похожа на жизнь других семей с двумя детьми: повседневные заботы, болезни, капризы, садик и школа с их большими и маленькими событиями. Но в чём-то у Вишневских жизнь шла по-своему. Дети с самых ранних лет всегда крутились рядом с оркестром, потом занимались в оркестре у отца. Ваня в течение двух лет под руководством Степана Ивановича постигал балалайку. Позже окончил музыкальную школу по классу фортепьяно. Кристина в той же музыкальной школе училась у мамы игре на домре. Окончила Собиновское училище. Стала работать в оркестре у отца.

С самого начала Степан Иванович создал при оркестре музыкальную студию. Подрастая, юные студийцы пополняли оркестр. При этом, какой бы инструмент им ни достался, все в студии играли на балалайке. Она стала своеобразным талисманом студии, оркестра, да и самих Вишнев­ских. А пришло время, даже вывела их на международную арену.

История настолько любопытная, что стоит рассказать о ней подробнее.

В то время Ярославль крепил побратимские связи с английским городом Эксетером. К нам приехал их симфо-джаз из пятидесяти человек, и музыкантам из ДК «Радий» поручили их принимать и развлекать.

В 1991 году в ДК «Радий» пришло приглашение приехать в Великобританию с ответным визитом. Больше всего британцам понравилась балалайка, они были в полном восторге от этого невиданного в Англии инструмента. Через год группа оркестрантов, в том числе супруги Вишневские с Иваном и Кристиной, гостили там целый месяц и по просьбе хозяев пропагандировали, где только можно, русскую балалайку. Играли в школах, в церк­вах, на улицах. А, начиная с семи часов вечера, отправлялись на индивидуальные занятия с детьми своих новых друзей.

После возвращения в Ярославль связи не прерывались. Вишневские ездили в Эксетер и соседний с ним Эксмут ещё несколько раз, продолжая уроки. Особенно

усердными оказались два мальчика - Дэвид и Джимми. В начале знакомства первому было одиннадцать лет, второму девять. Шли годы, мальчики росли, со временем для Дэвида музыка стала уже не увлечением, а профессией. Он окончил музыкальный колледж, а потом и консерваторию - по классу виолончели, гитары и... балалайки. Сейчас преподаёт и одновременно возглавляет созданный им ансамбль русской музыки под названием... «Russian Balalayka».

На музыкальном фестивале, объявленном королевой Великобритании Елизаветой Второй, ансамбль Дэвида «Russian Balalayka» выступал в одном из лучших концертных залов Лондона и стал лауреатом среди ансамблей до десяти человек. Вишневские своим «крестником» очень гордятся.

Творческая жизнь Вишневских тоже не стоит на месте. В ходе поездок в Великобританию у них на базе оркестра образовался семейный ансамбль, который крепко держится до сих пор. Он называется опять же «Балалайка», и в нём восемь человек.

1) Степан Иванович - руководитель ансамбля. Он же играет на балалайке-прима и балалайке-секунда.

2) Его жена Юлия Ивановна играет на домре-альт.

3) Сын Иван - имеет свой бизнес, играет на контрабасе и ударных.

4) Жена сына, Наталья - педагог, медсестра, бухгалтер, у неё четыре образования - играет на домре-бас.

5) Дочь Кристина - теперь художественный руководитель оркестра ДК «Радий», переданного ей отцом четыре года назад. Одновременно преподаёт домру в студии при оркестре. В семейном ансамбле играет на домре-прима.

6) Внучка Юлечка, четырнадцатилетняя дочь Кристины, играет в семейном ансамбле на домре-альт, и когда попросят - на ударных.

7) Внук Ванечка, пятнадцатилетний сын Ивана, играет на балалайке-альт.

8) Двоюродная сестра жены Марина Владленовна Мирецкая, ученица Степана Ивановича, которую он уговорил переехать к ним из Нижнего Тагила. В Ярославле она окончила Собиновское училище, преподаёт в детской музыкальной школе им. Стомпелева, играет в оркестре ДК «Радий» и в семейном ансамбле на балалайке-прима.

За годы работы ансамбль Вишневских так и не научился зарабатывать деньги. Это, наверное, единственный в области коллектив, который держится на собственном энтузиазме.

Семейный ансамбль - неоднократный победитель городских и областных конкурсов. Недавно он завоевал право представлять наш регион на всероссийском фестивале семейных династий «Вера. Надежда. Любовь». Пожелаем ему успеха!

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе