Фёдор Шаляпин. Высокий бас.

"Ревизор.ru" – к 150-летней годовщине рождения певца, одного из культурных символов России.
Фёдор Шаляпин. 
Фото из французской онлайн-библиотеки "Галлика" / Википедия.


Вокальная "квалификация" Фёдора Ивановича Шаляпина как оперного певца на языке специалистов называлась "высокий бас". Это определение можно понять и в самом примитивном смысле: рост великого артиста составлял 195 сантиметров. Недаром он во время жизни за границей называл себя шутливо "русским страусом": "Милан сбирается смотреть, как русский страус будет петь". А можно эти слова, напротив, отнести в поле метафор и прочесть их как указание на высокое предназначение Шаляпина в этом мире. В мире, который без различия границ склонялся перед мощью его таланта.


Фёдор Шаляпин – не только самый известный из российских деятелей оперной сцены и камерный певец, солист Большого и Мариинского театров и парижской Метрополитен Опера. Диапазон его творческих дарований был значительно шире безусловно выдающегося вокала и сценических данных. Современники сразу отметили, что Шаляпин завоевал всенародную любовь артистическими способностями. Он умел перевоплощаться как бог. О чем говорит широкий спектр его легендарных трагических ролей: Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот. В любой из них он был убедителен и точен. Также Фёдор Шаляпин обладал потрясающей дикцией: его исполнение отличалось разборчивостью каждого слова и невероятной эмоциональностью.

Когда появился кинематограф, он и в кино успешно снимался. К примеру, в кино Шаляпин тоже играл Дон Кихота (живя за границей, в фильме Георга Пабста "Приключения Дон Кихота", который был снят сразу на английском и французском языках с двумя составами актёров). Но и вне сцены и экрана Фёдор Шаляпин проявлял себя как незаурядная творческая натура. К примеру, не столь известно, что Фёдор Иванович умел великолепно рисовать и оставил целую коллекцию автопортретов, портретов других людей, шаржей и карикатур, а также "просто" рисунков. Он интересовался живописью и скульптурой и пытался реализоваться в том и другом деле. И, наконец, обладал литературным даром. Наблюдательность, ироничность и техника работы со словом проглядывают в письмах и записках великого певца и переполняют его автобиографическую книгу "Маска и душа".


Шаляпин в ролях.
Фото: stihi.ru


И все эти блестящие способности таились в человеке незавидного происхождения, выходца из самых что ни на есть социальных низов!.. Он был сыном крестьян Вятской губернии Ивана Яковлевича и Евдокии Михайловны Шаляпиных. Бедное семейство в поисках заработка перебиралось по России из города в город и осели, наконец, в Казани, где тоже меняли "углы". В татарской столице 1 февраля (по старому стилю) 1873 года и родился будущий певец. Мальчиком Фёдор Шаляпин был певчим в церковном хоре. Но в глазах родителей это не значило серьезного дела – сына отдавали в ученики к сапожникам. Хорошо хоть, что он получил минимальное образование в одном из приходских училищ Казани и в Шестом городском начальном двухклассном училище. По окончании последнего (кстати, с высшим баллом) отец устроил Фёдора учеником в открывшееся ремесленное училище в Арске. В своих воспоминаниях Шаляпин впоследствии напишет, что, уезжая в соседний город, он чувствовал себя таким счастливым, будто отбывал в какую-то сказочную страну и мог забыть Суконную слободу, жизнь в которой была для него тяжела. В какой-то мере так оно и было. Покинув отчий дом, Федор Шаляпин шестнадцати лет поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова на должность статиста (что вряд ли состоялось бы, оставайся он "под присмотром" отца), и с этого началось его восхождение к славе.

Непривилегированное происхождение и скудное детство на всю жизнь сделали Шаляпину "прививку" болезненного восприятия социального неравенства. В зените славы он не гнушался почти одновременно выступать перед богатой публикой в императорских театрах и давать концерты в цирке для рабочих. При царизме его считали неблагонадежным, носителем революционных настроений: после того, как однажды Шаляпин спел "Марсельезу" в Большом театре. Естественно, вне программы, "сюрпризом". Прославился как исполнитель рабочей песни "Дубинушка", символа революционного движения на рубеже веков. За эти поступки молодая Советская власть удостоила Фёдора Ивановича звания народного артиста Республики и сделала его художественным руководителем национализированного Мариинского театра. Он был первым артистом, получившим "народное" звание в новом государстве. Но было бы ошибкой считать, что Шаляпин был по взглядам убежденным социалистом. Во-первых, он во всех своих проявлениях был натурой противоречивой. А во-вторых, с революционной властью у него отношения тоже не заладились, о чем красноречиво свидетельствует эмиграция, точнее, невозвращение с заграничных гастролей в 1922 году. На фоне затяжного отсутствия Фёдора Шаляпина Владимир Маяковский в 1926 году в "Письме к Горькому" написал:

Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!


Ф. И. Шаляпин лепит свой портрет.
Фото: Карл Фишер. Иллюстрированный журнал "Искры" / Википедия


Но последней каплей для СССР стал не этот стихотворный призыв Маяковского, а то, что в 1927 году Фёдор Иванович сборы с одного из своих концертов пожертвовал детям эмигрантов. В советской прессе этот акт милосердия превратился в поддержку белогвардейцев. 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР Шаляпина лишили звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. Собственно, он и не рвался. 12 апреля 1938 года 65-летний Шаляпин умер от лейкоза в Париже на руках жены. Весной исполнится также 85 лет со дня его смерти. Выдающийся голос России лежал на парижском кладбище Батиньоль под могильной плитой с надписью: "Здесь покоится Фёдор Шаляпин, гениальный сын земли русской" до 1984 года. Перенос его праха в Россию был осуществлен с разрешения сына артиста Фёдора Фёдоровича Шаляпина, а хлопотал об этом писатель Юлиан Семёнов. Двумя годами позже на "новой" могиле Шаляпина на Новодевичьем кладбище был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского. После смерти Фёдора Шаляпина-младшего меценат барон Эдуард фон Фальц-Фейн, обеспечивший с европейской стороны перезахоронение останков певца в нашей стране, выкупил фамильные реликвии Шаляпиных, остававшиеся за рубежом, и подарил их Дому-музею Шаляпина в Санкт-Петербурге. Звание народного артиста СССР Шаляпину, к слову, вернули сильно после перезахоронения: в 1991 году.


Памятник Шаляпину на Новодевичьем кладбище.
Фото: Википедия.


Сегодня для нас Фёдор Шаляпин – не столько реально существовавший человек, сколько миф, широкий и мощный, как загадочная русская душа. Выразителем её он со всеми своими противоречиями и странностями и являлся, даром, что окончил жизнь за рубежом. В 2008 году Фёдор Шаляпин вошел в список из пятидесяти имен деятелей, выбранных для проекта "Имя Россия". Напомним, то был совместный проект телеканала "Россия" и телекомпании ВИД, направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией. Имена выбирались путём голосования интернет-пользователей, телезрителей и радиослушателей. В итоговом варианте из дюжины имен доминировали государственные фигуры, а за культуру "отвечали" только Александр Пушкин и Фёдор Достоевский. С выбором масс вроде бы и не поспоришь, и все же он не совсем точен – величие нашей стране создали не только и не столько политические деятели, многие из которых, тем более, неоднозначны, а представители культуры, отразившие душу народа в своем искусстве и "познакомившие" с нею планету. Ещё Максим Горький в 1911 году написал о Шаляпине взахлеб: "Такие люди являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силён, красив, талантлив русский народ!".

Писатель и певец дружили много лет и рассорились только в поздние годы, после отъезда Федора Ивановича за границу. По преданию, Горький "простил" ему даже финансирование белогвардейцев – но не смог простить желания получить гонорар за публикацию своей автобиографии (не "Маски и души", а более ранних "Страниц из моей жизни"). Дело в том, что Горький помогал редактировать этот текст, а после издания книги в США Шаляпин перевел ему неплохую сумму в долларах в качестве оплаты работы. Горького это возмутило. Довольно странно, почему. Ведь Горький в СССР заложил основы профессиональной, то есть вознаграждаемой литературной деятельности… Вообще, с этими мемуарами связана мутная история – потом они появились в продаже в российском издании в парижских книжных, на что Шаляпин своего согласия не давал. Он отказывался верить, что Горький без его ведома разрешил печатать его сочинение в СССР. Федор Иванович, по европейской практике, обратился в суд. На покинутой родине этот шаг назвали "иском Шаляпина к советской власти", а "литредактор" с автором рассорились в переписке вдрызг.


Памятник Горькому и Шаляпину на Моховых горах в городе Бор под Нижним Новгородом.
Фото: kulturologia.ru


Давайте вспомним другие известные анекдоты о Шаляпине. Скорее всего, они все имели место быть в незапамятные времена. Но одни факты забываются, а другие переходят из разряда анекдотов в высокое звание культурных мифов. Сегодня на телеканале "Россия" начнется трансляция сериала "Шаляпин", выпущенного специально к юбилею певца и приуроченного выходом в эфир к собственно дате. Его создатели подчеркивают скрупулёзное соблюдение исторической основы. Но можно быть уверенными, что многие эпизоды фильма на этой непобедимой культурной мифологии и базируются.

Один из мифов совсем простенький. 17-летний Фёдор в Уфе, состоя в опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского и только начиная иногда исполнять сольные партии, навернулся прямо на сцене, усевшись мимо стула. С тех пор у него вошло в привычку зорко следить за мебелью на сцене, особенно стульями-креслами, чтобы опять не промахнуться и не насмешить публику вместо пробуждения в ней сопереживания. Шаляпин вообще был требователен к себе и к другим. О нем рассказывали, что, прослушав начинающих певцов, жаждавших совета (на деле, конечно, одобрения) великого баса, Федор Иванович не стеснялся бездарям ляпнуть напрямую, что таланта у них нет, и на сцене делать нечего.

Будучи в Америке в 1930-е годы, Фёдор Шаляпин попал в следующий анекдот, распространенный Александром Вертинским. Некий чикагский миллионер давал большой приём у себя в саду и решил пригласить Шаляпина для услаждения слуха гостей. Шаляпин запросил за это десять тысяч долларов. Американец счел, что это чересчур много. В качестве ответной шпильки он сказал, что артиста, "купленного" за такую сумму, не сможет посадить за стол вместе с гостями, а предоставит ему возможность выступить прямо в саду в кустах. Фёдор Иванович согласился и взял гонорар вперед. В назначенный день он приехал на прием скромно одетым (чего наряжаться, если его все равно никто не увидит!), прошел в заросли и запел. Гости побросали тарелки и бросились слушать "высокий бас". Они окружили Шаляпина в кустах, как будто на сцене, и аплодировали в экстазе. Миллионер был посрамлён, а Шаляпин остался в выигрыше по всем статьям. Крестьянская сметка не изменяла ему никогда, даже в самым пафосном обществе.


Дача Шаляпина.
Фото: Википедия. 


"Литературная газета" к сегодняшнему юбилею Фёдора Ивановича посвятила статью  "Курортная планета Фёдора Шаляпина" его даче в Кисловодске – последнему владению певца. Артист с семьей жил в этих стенах в 1917 году летом. Осенью того же года с частной собственностью в России было покончено. Однако нарядное здание причудливых форм до сих пор не называется иначе как "дача Шаляпина", несмотря на многочисленные попытки новой власти "перепрофилировать" ее под более практичные нужды или учреждения. Автор материала – Оксана Власенко, старший научный сотрудник музея "Дача Шаляпина". Её рассказ поднимает целый пласт "кавказской мифологии" в биографии Фёдора Ивановича и повествует о традициях, сложившихся в этом краю для почитания памяти великого сына нашей земли.


Шаляпин с друзьями и дочерью Мариной на берегу курортной речушки Ольховки в Национальном парке "Кисловодский" в 1916 году.
Фото: музей "Дача Шаляпина" / ЛГ


Закончить эту статью хочется стихами Самуила Маршака.

В тот зимний день Шаляпин пел
На сцене у рояля.
И повелительно гремел
Победный голос в зале.
Дрожал многоэтажный зал,
И, полный молодёжи,
Певцу раёк рукоплескал,
Потом — партер и ложи.
То — Мефистофель, гений зла, —
Он пел о боге злата,
То пел он, как блоха жила
При короле когда-то.
Казалось нам, что мы сейчас
Со всей галёркой рухнем,
Когда величественный бас
Затягивал: "Эй, ухнем!"
 
"Шаляпин"… Вижу пред собой,
Как буквами большими
Со стен на улице любой
Сверкает это имя…
Печален был его конец.
Скитаясь за границей,
Менял стареющий певец
Столицу за столицей.
И всё ж ему в предсмертный час
Мерещилось, что снова
Последний раз в Москве у нас
Поёт он Годунова,
Что умирает царь Борис
И перед ним холсты кулис,
А не чужие стены.
И по крутым ступенькам вниз
Уходит он со сцены. 

Автор
Елена САФРОНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе