"Фе" и другие

Подводим итоги сезона в категориях опера и классическая музыка

Мы все ждем катастрофических последствий кризиса, отразившихся на индустрии академической музыки. А они все не наступают. Катастрофические, в смысле. Да, афиша немного просела – театры поджали количество премьер (но выпускают гораздо больше санитарного минимума), концертные организации не могут себе позволить гастроли баснословно дорогих коллективов и солистов. Тем не менее скучной и однообразной музыкальную жизнь столицы никак не назовешь. И прошедший сезон состоялся. Ниже – самые громкие события в кругу и вокруг академической музыки. 


Михаил Плетнев – суперзвезда 

Через весь сезон красной нитью, как это ни странно, проходит имя Михаила Плетнева – человека, казалось бы, скромного и не старающегося привлечь внимание к своей персоне. Во-первых, в начале сентября прошел первый Большой фестиваль Российского национального оркестра, в первом концерте Плетнев дирижировал симфониями Чайковского, как всегда, превосходно. Остальные концерты прошли с большей или меньшей долей успеха, но фестиваль – а инициация подобных мероприятий вовсе не свойственна дирижеру (до сих пор его выступления носили точечный характер) – удался, боле того – на носу уже второй (в начале сентября, но уже не в Большом театре, а в Зале им. Чайковского). Параллельно шло к завершению дело о присвоении оркестру государственного статуса. А весной Плетнев в одном из интервью попенял государству: дескать, оно плюнуло в лицо его оркестру – президентские гранты достались другим коллективам. Ну и под занавес Михаил Васильевич оказался в центре тайского скандала. Итого – две номинации: ньюсмейкер сезона и скандал сезона.  

Мышка пробежала, хвостиком махнула 

Впрочем, в номинации «скандал сезона» с Плетневым спорит Большой театр и его постановка оперетты «Летучая мышь». Очевидцы говорят, что Михаил Швыдкой, честно отсидевший спектакль в первых рядах партера, пошел за кулисы и, мягко говоря, выразил свое недоумение. И режиссеру высказал «фе», и директору. А на следующий спектакль еще и советника президента Юрия Лаптева прихватил. Спектакль на самом деле неудачный вышел, тут критики на удивление единодушны были, за редким исключением. Так что побеждает в номинации «фе». 

Премьера сезона – «Воццек» 

А другая оперная премьера Большого, как ни крути (тут как раз мнения профессионалов разделились – не все согласны с режиссерским решением), метит на «событие сезона», и побеждает. Все-таки «Воццек» Берга, наконец, появился в Москве – впервые за вековую историю существования оперы. Причем в довольно сносном, и даже больше – крепком и вдохновенном, исполнении (режиссер – Дмитрий Черняков). Даже музыканты из оркестра попали под обаяние этой партитуры и работы над постановкой в целом (по крайней мере они писали об этом в ЖЖ). Им – приз «за смелость». А Теодору Курентзису достается «золотая палочка» (или «золотой подиум», на выбор), ибо эта его работа, пожалуй, стала лучшей из дирижерских в прошедшем сезоне.  

Антисобытия 

С антисобытием, к сожалению, тоже все ясно. Лидируют чиновники из Минкульта и Валерий Гергиев, решившие разделить проведение Конкурса имени Чайковского на два города. Разумеется, исключительно в благородных целях – дабы восстановить былой престиж конкурса. Который, кстати, всегда в Москве проходил. Странные представления о реконструкции былой славы, согласитесь. 

Фестиваль сезона – неделя Ростроповича 

Из начинаний карту Большого фестиваля оркестра РНО бьют Ольга Ростропович и фестиваль «Неделя Ростроповича в Москве». Здесь, конечно, концерты были уж совсем неровные (не все музыканты, которых пригласили для участия, могли похвастаться принадлежностью к первому эшелону или принадлежали ему по «старой памяти»), но открытие с оркестром Юрия Темирканова и Пятой симфонией Шостаковича было блестящим. Но Ольга Мстиславовна идет правильным путем. Недавно автор этих строк общалась с директором симфонического оркестра Баварского радио (их гастроли прошли в прошлом сезоне, но вспоминаются до сих пор, это коллектив, каких в мире по пальцам перечесть). Тот спросил о реноме нового фестиваля (с ними вели переговоры по поводу участия) – это для баварцев очень важно. Я, естественно, представила все самым лучшим образом (и нисколько не преувеличила, стоит только вспомнить тех, кто сидел в зале, – был бы не выходной, вся работа и в бизнесе, и в аппарате встала бы: руководители в концертный зал отчалили). Так что, будем надеяться, баварцы еще раз приедут. Директор оркестра, правда, сказал, что играть они хотят только в Большом зале: акустика зала Благородного собрания ему не пришлась по вкусу, филармонический зал тоже, не говоря уже о Доме музыки. К слову, о Большом зале. Его закрыли на реконструкцию, как и обещали, в мае. Две номинации «Свершилось!» и «В ожидании лета-2011». Вот таким был прошедший сезон. Будем готовиться к новому!

Марина Гайкович 

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе