Джазовая исполнительница Анна Бутурлина: «Мое сердце на сцене»

18 и 19 августа всех поклонников джаза ждет одно из знаковых событий года – XXI Московский международный фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж».

За двадцать лет фестиваль превратился из небольшого городского праздника в крупнейший джазовый форум на открытом воздухе. С момента основания на его сцене выступили более 250 ансамблей из 23 стран мира. Корреспондент «Культуромании» побеседовала с постоянной участницы мероприятия - Анной Бутурлиной - известной джазовой вокалисткой. На фестивале она выступит с квартетом своего постоянного музыкального партнёра, пианиста Алексея Беккера.


- Фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж» стал ведущим российским джазовым мероприятием и получил признание как в России, так и за рубежом. В чем, на Ваш взгляд, его отличие от подобных джаз-концертов?

Я много лет дружу с директором этого фестиваля Михаилом Грином и его семьей. Он стал продюсером моих первых сольных дисков - «Black Coffee» и «My Favorite Songs». Я горжусь, что в разные годы уже несколько раз становилась участницей этого фестиваля и выступала с разными составами - от квартета до биг-бэнда. Фестиваль мне очень нравится. Во-первых, тем, что он собирает друзей джаза и музыкантов со всего мира в одном месте. Можно пообщаться с коллегами, послушать друг друга, увидеть выступления крупных звезд из разных стран. А во-вторых, это событие на открытом воздухе. Я обожаю open-air!

- «Джаз в саду «Эрмитаж» имеет статус международного фестиваля. Помните ли Вы свое первое выступление на нем? Вы знакомились с иностранными коллегами, может перенимали опыт, были договоренности о совместных проектах?

- Я хорошо помню свое первое выступление с сольной программой. В середине программы вырубилось все электричество. Что-то произошло. И нам пришлось остановить выступление. Около сорока минут мои музыканты импровизировали на сцене без подзвучки, чтобы не было тягостной паузы. Зрители очень поддерживали нас. И терпеливо ждали, когда устранят поломку. Мне пришлось собрать все свое мужество, чтобы продолжить программу, как ни в чем не бывало. С иностранными коллегами после фестиваля не раз джемовали на сценах московских клубов. Это весело и интересно!

- Чего ждать зрителям в этом году, чем Вы порадуете, удивите?

В этом году я представлю на фестивале часть своей новой программы «Джазовый акцент: два часа рока», которая состоит из моих джазовых аранжировок известных зарубежных рок-хитов. Волнуюсь, как мы прозвучим, как отреагируют зрители.

- В современной России джаз освещается крайне редко, мало кто может с легкостью назвать трех самых знаменитых исполнителей этого жанра. Как Вы думаете, с чем это связано?

По сравнению с поп-музыкой, джаз любим довольно узким кругом людей. Джаз - это в основном некоммерческая музыка, поэтому внимание прессы привлечь непросто. Но если приблизиться к джазовому искусству, то вы увидите, как много увлеченных молодых музыкантов, как много экспериментов, как активно развивается образовательная сфера в этом жанре. Джазовая жизнь кипит. И в нее вовлечены тысячи людей - от детей до серьезных деятелей, таких как Анатолий Кролл, Игорь Бутман, Даниил Крамер. Дело в том, что джаз непрост и многранен. И хотя в ХХ веке начиналось все с клубных и танцевальных площадкок, где под джаз устраивали вечеринки и без устали танцевали, то сейчас этот жанр перешел в разряд интеллектуальной музыки. Он не моден, это не массовая культура. Поэтому внимания журналистов ему достается меньше.

- Согласны ли Вы с тем, что джаз обделен финансированием государства? Что бы Вы предложили, чтобы улучшить данную ситуацию?

Согласна. Особенно тяжело джазовым деятелям в провинции. На джазовые фестивали за пределами Московской области с трудом наскребают денег. Многие фестивали закрываются, хотя люди очень любят и ждут эти события. Джаз нужен людям! К счастью есть такие люди, как, напрмер,Игорь Бутман, Даниил Крамер, Леонид Винцкевич, Давид Голощекин, Людмила Сваровская, которые вносят очень большой вклад в развитие джазовой индустрии в России, популяризируют джаз и благодаря этому зрительская аудитория растет. Но Россия огромна, изменить вкусы местных властей в провинции практически невозможно. Даже не представляю, как можно изменить ситуацию… Просто самоотверженно работать и верить.

- Последний фильм о джазе был снял в 1983 году, это всемирно известная картина «Мы из джаза». Как думаете, почему о джазе снимают так мало кино?

У нас не снимают, а за пределами России снимают. «Легенда о пианисте», «Одержимость», «Ла-ла-Лэнд», наконец. Джаз - это нечто штучное. О нем невозможно снимать много фильмов.

- Трудно ли в нашей стране организовывать джаз-концерты? Ходит ли на них зритель?

Непросто. Но концерты есть, и зрители тоже есть. Например, я нередко выступаю с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема. На этих концертах всегда аншлаги, а в конце выступления люди в зале устраивают овации стоя. Правда, многие исполнители, не имеющие, на мой взгляд, отношения к джазовой музыке, используют это красивое слово, как приманку. Хотя джаза в их исполнении практически нет. Увы, они вводят в заблуждение публику.

- Хотели бы Вы преподавать юным музыкантам, чтобы привить молодому поколению любовь к этому жанру?

Пока не стремлюсь. Я могу консультировать молодых музыкантов, делиться опытом, но преподавать нужно с сердцем. А мое сердце на сцене, не в преподавательской деятельности.

- Кого из исполнителей русского джаза Вы могли бы выделить?

Сейчас в Москве есть очень хороший коллектив Петра Востокова «Большой джазовый оркестр», состоящий из прекрасных музыкантов и солистов. Есть удивительно талантливые пианисты Яков Окунь, Иван Фармаковский, Алексей Беккер, Владимир Нестеренко, потрясающие саксофонисты Сергей Головня, Дмитрий Мосьпан, невероятные барабанщики Александр Зингер и Саша Машин, блестящий контрабасист Макар Новиков, певицы Карина Кожевникова, Алина Ростоцкая, Анастасия Лютова... Много выдающихся имен.

- Слушаете ли Вы зарубежных музыкантов, работающих в данном жанре? Кого могли бы порекомендовать для наших читателей?

Конечно, слушаю! И в первую очередь я бы остановила внимание читателей на именах великих мастеров, которые стояли у истоков джаза: Элла Фитцджеральд, Сара Воэн, Мэл Торме, Кармэн МакРэй, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк, Чарли Паркер, Майлз Дэйвис, Сонни Роллинз, Оскар Питерсон, Луи Армстронг, Хэрби Хэнкок, Уэйн Шортер и много-много других...

- Чего не хватает современному джазу? И есть ли будущее у джаза в России?

Не хватает аудитории. А будущее есть всегда. Пока музыку исполняют, она жива.


Анна Бутурлина – известная российская джазовая певица и актриса мюзикла. В настоящее время выступает с Российским Государственным симфоническим оркестром кинематографии, с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема. Записывает вокальные партии для кинофильмов и мультфильмов. Наиболее знаковые работы — в анимационных фильмах Disney, где она озвучила двух принцесс — Тиану («Принцесса и лягушка») и Эльзу («Холодное сердце»). Исполнила песню «Отпусти и забудь» из мультфильма «Холодное сердце» — русскую версию оригинальной песни «Let It Go». 

Автор
Кристина Шестакович
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе