Джаз. Любовь. И весна

«Мы начинаем играть, когда трамваи заканчивают ходить, и расходимся, когда выезжает на рельсы первый бело-красный стучащий колесами вагон!» – так вдохновитель фестиваля «Джаз над Волгой» Игорь Гаврилов определил не только необычный временной формат праздника джазменов, но, пожалуй, и стиль жизни тех, кто дерзает быть самим собой в «засушенном» стереотипами, как гербарий, мире. В минувшее воскресенье в Ярославле завершилась джазовая неделя. 
Каждый джазовый вечер на сцену выходил бессменный ведущий всех ярославских фестивалей Владимир Фейертаг (на фото сверху). Он и джаз – это две неизменные составляющие всей тридцатилетней истории «Джаза над Волгой». Субботний концерт шикарным блюзом открыли ярославцы – «Overdrive Blues Band» Сергея Кузнецова. В качестве гостя наши музыканты пригласили легендарного блюзового гитариста из Вологды Виктора Колесова. Виктор – известный во всем мире гитарист, один из организаторов фестиваля «Блюз на веранде», проходящего в Вологде. К музыканту, который вытворял с гитарой такие трюки, что публика замерла и почти не дышала, были прикованы объективы многочисленных фотокамер. Когда же король блюза поднял гитару над головой и солировал так около минуты, зал взорвался криками «браво» и аплодисментами. Не меньше восторгов досталось и ярославцам. 

Раскладывая по нотам неожиданно ставшую модной тему кризиса, лидер джаз-бенда написал «Антикризисный блюз». Со сцены филармонии в исполнении ярославских джазистов также звучали произведения Римского-Корсакова, которого ведущий в шутку назвал самым блюзовым композитором, «Норвежский лес» Джона Леннона и даже ироничные музыкальные пародии. Провожали музыкантов долго и восторженно. 

Второе отделение отличалось так подходящей к весеннему настроению романтикой. Трио Игоря Володина из Тихвина продемонстрировало джаз спокойный и размеренный, нацеленый на другие нотки души, самые потаенные. Звучание фортепьяно лирически оттеняла губная пианола. 

В третьем отделении инструмент перешел к Киту Джаворсу, знаменитому пианисту из Филадельфии. Кит выступал вместе с коллективом московского джазиста Олега Киреева. Даже сложно сказать, кто кому подыгрывал. Как заметили старожилы фестиваля, те, кто раз в два года окунается в американскую музыку с головой, в джазе стало больше любви. В этом году это особенно заметно. Если раньше концерты напоминали научный спор двух высоколобых профессоров, скучноватый для непосвященного слушателя, то джаз-2009 наполнился любовью музыкантов, в первую очередь к залу. 

Джазмены, казалось, старались превзойти друг в друга в стремлении подарить слушателям самые бесшабашные и солнечные эмоции. И зал это чувствовал. Сидел как завороженный. Можно было подумать, что он загипнотизирован – улыбки на лицах и покачивания головы в такт ритму афроамериканских мелодий. Причем иногородних гостей было ничуть не меньше, чем ярославцев. На фестиваль приехали не только музыканты и меломаны, но и организаторы джазовых концертов со всей России. Например, москвич Владимир искал для своей программы участников с новыми интересными номерами. 

Концерт в филармонии заканчивался в начале одиннадцатого. А дальше jam-session, или импровизированный концерт в ночи. Мест в зале не оставалось даже приставных – «цыганских». Несчастливцы безропотно стояли по стеночкам. Конечно, от такой тесноты далеко не все в восторге, но с появлением на камерной сцене перса Дживанши из… Архангельска зал наполнился звучанием саза и тара – национальных струнных щипковых инструментов Турции. Помимо гипнотизирующей и палящей сердца слушателей музыки южный гость с севера радовал джазоманов ослепительной улыбкой. Для присутствовавших в зале женщин этот вечер стал вторым Восьмым марта. Жаль, что Дживанши свою музу давно нашел в Архангельске. Джем – это полная импровизация, выйти и сыграть может любой желающий. Подыграть саксофонисту из Нью-Йорка Якову Мельману не вышел только ленивый. Сыграл пару композиций на прощание и пианист Кит Джаворс. Открытием для всех стало появление на сцене скромной белокурой девушки Алевтины из Белгорода, студентки Гнесинского училища. Аля вызвалась сыграть на тромбоне. И заслужила восторг и удивление представителей сильного пола. Правда, на дуэт с ярославским тромбонистом у нее решимости не хватило. Возможно, она отважится на этот шаг в следующий свой приезд в Ярославль. Так же, как Алевтина, на «Джаз над Волгой», приезжают многие. Выступить на одной сцене с мировыми звездами джаза – возможность уникальная, это все равно, что найти клад. Просто удивительно, что люди, в первый раз видящие друг друга, разговаривающие на разных языках и играющие на своей родине каждый свое, понимали друг друга без слов и добивались «сыгранности» за считанные секунды. 

Елена ПОЛИВАНОВА

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе